Центр современного искусства «Типография» с радостью представляет первую выставку в новом сезоне. «Суперобложка» — это большой проект, посвящённый современной фотографии и фотокнигам как одному из её самых актуальных форматов.

На выставке будут показаны более 100 книг, сделанных современными фотографами из разных городов России и Швейцарии. Вместе они представляют собой попытку исследования разнородного ландшафта актуальной фотографии, ее тем и форматов — экспериментальные зины и концептуальные высказывания, малотиражки и крупные издания, политические хроники и личные дневники.

Вход на выставку — 150 рублей.

Для держателей карт «Котик», студентов и школьников — 100 рублей.

Для держателей карт «Друг» и «Ценитель», волонтёров и профессионалов (художников, кураторов) — бесплатно.

Бесплатные дни посещения — 19 сентября, 19 октября.

Выставка объединит пять больших блоков — это коллекции отдельных собирателей и важных инициатив, которые поддерживают издательство фотокниг:

Каждую субботу на выставке будут проходить экскурсии кураторов проекта Елены Ищенко и Дениса Яковлева, а также арт-директора Международного фестиваля фотографии PhotoVisa Ирины Чмырёвой.

Также в рамках проекта «Суперобложка» проходит конкурс на издание фотокниги среди фотографов, живущих в городах Южного федерального округа. Трёх победителей определит жюри, в которое входят войдут Анастасия Богомолова (художница, фотограф, куратор, Фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург), Екатерина Зуева (куратор, Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва), Надежда Шереметова (куратор, фотокритик, директор фонда «ФотоДепартамент», Санкт-Петербург), Ирина Чмырёва (кандидат искусствоведения, арт-директор Международного фестиваля фотографии PhotoVisa, Краснодар) и Константин Ерёменко (дизайнер, лауреат международных конкурсов книжного дизайна, Москва). Генеральный партнёр конкурса — коммуникационным агентством Concept Group.

Заявки на участие в конкурсе принимаются до 10 октября.

Финальным событием проекта «Суперобложка» станет серия лекций, дискуссий и мастер-классов о современной фотографии, в которой примут участие войдут Анастасия Богомолова, Надежда Шереметова, Ирина Чмырёва, дизайнер Константин Ерёменко и фотограф, художник и со-основатель Russian Independent Self-Published Наталия Балута.

Лекции и мастер-классы пройдут 27–28 октября.

Из кураторского текста:

Эта выставка может показаться скучной — здесь нет ничего, что может сразу поразить воображение и сбить с ног. Но только при первом взгляде. В её основе другой принцип — она максимально демократична к любой из представленных работ, и внимательна ко всем художникам — здесь ничто не выходит на первый план и одинаково ждёт вашего внимания. Так устроен формат фотокниги — это не то, что раскрывается сразу, но требует от зрителей соучастия, внимания и времени.

В последние десятилетия этот формат активно развивается во всём мире, и здесь сказываются многие факторы — в том числе отсутствие развитой инфраструктуры для реализации проектов, показа своих работ зрителям и возможности влиться в международное сообщество.

Но дело не только в практических целях, но в и художественном методе. Пожалуй, главная черта фотокниги — это возможность говорить от себя, практически не опосредуя высказывание выставкой, кураторской идеей или пространством. Когда вы берёте в руки фотокнигу, вы фактически остаётесь с ней — а, значит, и с её автором — наедине.

С одной стороны, этот формат возвращает фотографии, которая всё чаще использует для распространения и показа соцсети и сайты, её интимность. Поэтому, наверно, многие авторы говорят здесь о личном — о телесности, стыде и травмах, отношениях, поиске собственной идентичности, переживании себя как Другого, собственной растерянности и многих других интимных темам.

С другой стороны, фотокнига — универсальное художественное пространство. Здесь можно играть, выстраивая целые лабиринты и зрительные головоломки, размышлять о природе фотографического изображения и зрительского восприятия, создавать философские притчи и политические высказывания (таких проектов, правда, меньше всего).

Мы не ставили перед собой задачи анализировать конкретные темы и направления работы. Скорее, наша выставка устроена как лабиринт. Разделённая на блоки инциатив-партнёров, она объединяет огромное количество книг и художников. Блоки перекликаются между собой, постоянно заставляя блуждать и возвращаться: здесь встречаются разные книги одних и тех же авторов, их наброски-зины вырастают в настоящие книги, фотографы, работавшие вместе, создают персональные проекты и, конечно рифмуются темы, развиваются художественные решения.

>