Центр современного искусства «Типография» с радостью представляет первую выставку в новом сезоне. «Суперобложка» — это большой проект, посвящённый современной фотографии и фотокнигам как одному из её самых актуальных форматов.
На выставке будут показаны более 100 книг, сделанных современными фотографами из разных городов России и Швейцарии. Вместе они представляют собой попытку исследования разнородного ландшафта актуальной фотографии, ее тем и форматов — экспериментальные зины и концептуальные высказывания, малотиражки и крупные издания, политические хроники и личные дневники.
Вход на выставку — 150 рублей.
Для держателей карт «Котик», студентов и школьников — 100 рублей.
Для держателей карт «Друг» и «Ценитель», волонтёров и профессионалов (художников, кураторов) — бесплатно.
Бесплатные дни посещения — 19 сентября, 19 октября.
Выставка объединила пять больших блоков — коллекции отдельных собирателей и важных инициатив, которые поддерживают издательство фотокниг в России и за рубежом:
- «Фотобукфест», фестиваль, инициированный Центром фотографии имени братьев Люмьер (Москва);
- «ФотоДепартамент» (Санкт-Петербург);
- коллекция Анастасии Богомоловой, куратора фотографического музея «Дом Метенкова» (Екатеринбург);
- коллекция Ирины Чмырёвой и Международного фестиваля фотографии PhotoVisa;
- специальная программа по поддержке издания фотокниг Швейцарского совета по культуре «Про Гельвеция»;
- коллекция фотокниг художников Юга России, подготовленная кураторами выставки Еленой Ищенко и Денисом Яковлевым.
Каждую субботу на выставке будут проходили экскурсии кураторов проекта Елены Ищенко и Дениса Яковлева, а также арт-директора Международного фестиваля фотографии PhotoVisa Ирины Чмырёвой.
Некоторые книги, представленные на выставке:
Икуру Куваджима. Я, Обломов. 2017
Подробнее о проекте на сайте Colta.ru
Андрей Иванов. Пойди туда, не знаю куда. 2018
Подробнее о книге на сайтах Colta.ru и Photographer.ru
Игорь Самолёт. Be Happy. 2017
Подробнее о проекте на сайте художника.
Интервью с художником о проекте.
Валерий Фаминский. V.1945. Составитель Артур Бондарь
Подробнее о проекте на сайте Colta.ru
Также в рамках проекта «Суперобложка» прошёл конкурс на издание фотокниги среди фотографов, живущих в городах Южного федерального округа. Его победительницами стали Яна Васильева, Алина Десятниченко и Юлия Шафаростова. Победительниц определило жюри, в которое вошли Анастасия Богомолова (художница, фотограф, куратор, Фотографический музей «Дом Метенкова», Екатеринбург), Екатерина Зуева (куратор, Центр фотографии им. братьев Люмьер, Москва), Надежда Шереметова (куратор, фотокритик, директор фонда «ФотоДепартамент», Санкт-Петербург), Ирина Чмырёва (кандидат искусствоведения, арт-директор Международного фестиваля фотографии PhotoVisa, Краснодар) и Константин Ерёменко (дизайнер, лауреат международных конкурсов книжного дизайна, Москва). Генеральный партнёр конкурса — коммуникационным агентством Concept Group.
Готовые книги будут представлены осенью 2019 года.
Дамми и проекты книг-победительниц конкурса «Суперобложка»:
Из кураторского текста:
Эта выставка может показаться скучной — здесь нет ничего, что может сразу поразить воображение и сбить с ног. Но только при первом взгляде. В её основе другой принцип — она максимально демократична к любой из представленных работ, и внимательна ко всем художникам — здесь ничто не выходит на первый план и одинаково ждёт вашего внимания. Так устроен формат фотокниги — это не то, что раскрывается сразу, но требует от зрителей соучастия, внимания и времени.
В последние десятилетия этот формат активно развивается во всём мире, и здесь сказываются многие факторы — в том числе отсутствие развитой инфраструктуры для реализации проектов, показа своих работ зрителям и возможности влиться в международное сообщество.
Но дело не только в практических целях, но в и художественном методе. Пожалуй, главная черта фотокниги — это возможность говорить от себя, практически не опосредуя высказывание выставкой, кураторской идеей или пространством. Когда вы берёте в руки фотокнигу, вы фактически остаётесь с ней — а, значит, и с её автором — наедине.
С одной стороны, этот формат возвращает фотографии, которая всё чаще использует для распространения и показа соцсети и сайты, её интимность. Поэтому, наверно, многие авторы говорят здесь о личном — о телесности, стыде и травмах, отношениях, поиске собственной идентичности, переживании себя как Другого, собственной растерянности и многих других интимных темам.
С другой стороны, фотокнига — универсальное художественное пространство. Здесь можно играть, выстраивая целые лабиринты и зрительные головоломки, размышлять о природе фотографического изображения и зрительского восприятия, создавать философские притчи и политические высказывания (таких проектов, правда, меньше всего).
Мы не ставили перед собой задачи анализировать конкретные темы и направления работы. Скорее, наша выставка устроена как лабиринт. Разделённая на блоки инциатив-партнёров, она объединяет огромное количество книг и художников. Блоки перекликаются между собой, постоянно заставляя блуждать и возвращаться: здесь встречаются разные книги одних и тех же авторов, их наброски-зины вырастают в настоящие книги, фотографы, работавшие вместе, создают персональные проекты и, конечно рифмуются темы, развиваются художественные решения.
Финальным событием проекта «Суперобложка» стала серия лекций, дискуссий и мастер-классов о современной фотографии, в которой приняли участие Анастасия Богомолова, Надежда Шереметова, Ирина Чмырёва, дизайнер Константин Ерёменко и фотограф, художник и со-
Лекции и мастер-классы прошли 27–28 октября.