was successfully added to your cart.

Корзина

ЦСИ «Типография» представляет выставку «Непослушницы» — итоговый проект выпускников Краснодарского института современного искусства.

Участницы и участники выставки: Яна Алалыкина, Илья Борисов, Ник Дегтярёв, Саша Дёмина, Светлана Клименко, Лилит Матевосян, Маруся Морковкина, Аркадий Попов, Софья Почтенная, Божена Стёжкина, Анна Филатова, Олеся Фоевая, Лера Яхно.

На курсе КИСИ 2020–2021 также учились: Мария Мухатдинова и Яна Бяхова, Анна Снеткова, Анна Майорова, Дарья Козлова.

Над выставкой работали:
дизайн: Анна Филатова
экспозиция, редактура текстов: Елена Ищенко
монтаж: Евгений Римкевич, Степан Субботин, Василий Субботин, Миша Курилов
пиар и смм-сопровождение: Никита Сокол и Дарья Кучер

Краснодарский институт современного искусства, КИСИ — самопровозглашённый институт современного искусства, который начал свою работу в мастерской группировки ЗИП в 2011 году.  Основные задачи КИСИ — поиск новых художников, их вовлечение в художественную среду города и России, изучение принципов самоорганизации, работа в коллективе.

31 июля – 21 сентября, 12:00–21:00. Каждый день, кроме понедельника.

По субботам и воскресеньям с 16:00 до 19:00 работают медиаторы.

Вход — 200₽, для студентов, школьников и пенсионеров — 100₽.

Для людей с инвалидностью, участников патронской программы на Patreon — бесплатно. Подробности программы на Patreon по ссылке.

Купить билет

Все работы сделаны в 2021 году.
Фотографии: Лилит Матевосян

Елена Ищенко

о выставке «Непо-
слушницы»

Название выставки — «Непослушницы» — отсылает к первой встрече курса, на которой участники создали чатик в телеграме с таким же названием, иронизируя над собственной коллективностью — закрытой и в чём-то сектантской, где есть идейные вдохновители, но следовать им необязательно. Эта выставка — во многом результат такого подхода к процессу учёбы. У неё нет заданной темы или концептуальной рамки, каждая и каждый из выпускников сделали работы, раскрывающие их практики, художественные методы и стратегии — в них они прислушиваются, в первую очередь, к себе. Поэтому экспозиция «Непослушниц» выглядит живо и разнообразно: здесь есть живопись и инсталляции, фотографии и графика, фильмы и архивные исследования.

Выставка начинается с обращения к истории краснодарского отделения ВХУТЕМАСа (которому в прошлом году исполнилось 100 лет) в проекте Яны Алалыкиной. Современное искусство наследует практикам русского авангарда, и в своей работе Яна восстанавливает эту разорванную в локальном контексте связь.

Дальше выставочный зал «Типографии» делится на пространства личного и коллективного, между которыми создаются линии напряжения. К истории, архивам и наследию обращаются Лилит Матевосян и Саша Дёмина; Илья Борисов и Ник Дегтярёв исследуют возможности солидарности и коллективностей, включающих нечеловеческих агентов и цифровые технологии; Софья Почтенная, Светлана Клименко и Божена Стёжкина обращаются к личным историям отцовства, дома и родительства, создавая их сложные универсальные образы. С другой стороны — «Нудистский пляж» Леры Яхно, сюрреалистическая живопись Маруси Морковкиной, фотозин Аркадия Попова и графика Олеси Фоевой, в которых личные переживания становятся сюжетами художественных произведений, а художественные техники — повседневными жизненными практиками. В «Шелтере» Ани Филатовой эти линии сходятся в укромном убежище внутри большой фигуры слона.

Работы на выставке:

Яна Алалыкина

От ВХУТЕМАСа к КИСИ

Инсталляция, объекты; смешанная техника

В истории искусств много белых пятен; даже относительно недавние события могут быть не задокументированы, частично забыты, а пустоты заполнены мифологизированными измышлениями и сомни- тельной достоверности воспоминаниями. В такой ситуации добросовестный исследователь констатирует недостаток данных, недобросовестный — легитимизирует недостоверные сведения, а художник может придумать свою версию прошлого (любой степени правдоподобности). Я выбираю этот путь и начинаю художественное исследование, моделирующее альтернативную историю.

Подобным образом я работала с языком русского авангарда. Я представляла, как вместо соцреализма в 1930-х годах «победил» конструктивизм и во что бы это превратилось спустя несколько поколений. Ещё одним подобным проектом стала история и произведения несуществующей группы «кубанских мистических концептуалистов», которые втайне изучали супрематизм и пытались проникнуть в скрытый смысл теоретических трудов Малевича.

В работе «От ВХУТЕМАСа к КИСИ», созданной для выпускной выставки Краснодарского института современного искусства, я обращаюсь к истории ВХУТЕМАСа — Высших художественно-технических мастерских в Краснодаре (Екатеринодаре), чья история, к сожалению, почти утрачена. Отделения ВХУТЕМАСа — экспериментального проекта Народного комиссариата просвещения по построению новой системы высшего образования — открывались в 1918 – 1920 годах в Москве, Петрограде, Казани, Самаре, Екатеринбурге и многих других городах. Статус ВХУТЕМАСа в Краснодаре (Екатеринодаре) приобрел Кубанский художественный техникум, но просуществовал недолго из-за недостаточного финансирования и вынужденной смены зданий. Информации об этом периоде крайне мало, работы учащихся не сохранились, и эта лакуна в важнейшем этапе в развитии искусства стала поводом для моей художественной спекуляции.

Созданная мной легенда балансирует между правдоподобностью и фантастичностью, к реалиям столетней давности примешиваются отсылки к культуре последних десятилетий и, конечно, к Краснодарскому институту современного искусства, которому в этом году исполняется 10 лет.

Яна Алалыкина — художница, кураторка, научная сотрудница Краснодарского художественного музея имени Ф.А. Коваленко. Окончила факультет искусствоведения и культурологии Сибирского Федерального университета. С 2017 года начала заниматься художественными исследованиями, работать с медиумами инсталляции и арт-объекта. Участница «Кураторских курсов – школы исследователей и организаторов» (ЦСИ «Типография», 2019).

Лилит Матевосян

Курортное дело

Инсталляция, смешанная техника:
фотографии, найденные материалы, найденные фотографии, зины

В проекте «Курортное дело» я обращаюсь к образу советских курортов и исследую принцип его формирования. В основе инсталляции — изображения и документы, которые становятся для меня возможностью изучить прошлое и его репрезентацию. В проект вошли архивы фотожурналистов, фиксирующие городскую хронику города Сочи 1960-70-х годов, документы, найденные в Сухумском институте курортологии — карты пациентов, чертежи и научные рукописи, личный архив моего отца, а также мои собственные фотографии.

Интерес к теме связан, в первую очередь, с моим детством — оно прошло в окружении уже руинизированного наследия советской эпохи. Роскошные дворцы для пролетариев и номенклатуры, кинотеатры, аллеи и пляжи остались на открытках, как и коллективная мечта о новым мире, человеке и «социалистическом рае».

С приходом советской власти лечение на курортах приобретало важное идеологическое значение и поддерживало образ «народного» государства, осуществляющего ленинский принцип «курорты — для трудящихся». На службе у этого проекта оказались не только научные сотрудники, но и деятели искусств — архитекторы, фотографы, художники, режиссёры. Они работали над созданием образа процветающей советской действительности, далёкого от реальных событий и во многом строившегося на фальсификациях, вымышленных историях и украшательстве.

Работая над проектом, я нашла фотографию неизвестного автора с довольно распространенным сюжетом южного города — летящая над морем стая чаек. Интересен этот снимок тремя едва заметными склейками и дорисованными морскими волнами. После этой находки для меня стали явными и другие коллажи советских корреспондентов, на которых уже люди, природа и архитектура становились объектами изменений.

Желание найти оригинал, отделить вымысел от правды привели меня к методам сопоставления, наслоения и коллажирования. Найденные материалы, архивы, в которых видна работа фотографа над снимком, вырезки из журналов, популярных и научных изданий о курортологии, наслаиваются друг на друга, создавая неожиданные сопоставления. Этот метод проявляется как во всей инсталляции, так и в каждом из зинов.

Лилит Матевосян — документальный фотограф, художница. В своих персональных проектах обращается к исследованию памяти, границ и идентичности, которые тесно связаны с территориями Южного Кавказа и Черноморского побережья. Закончила Академию документальной и арт фотографии «Фотографика». В настоящее время учится в КИСИ (Краснодарский институт современного искусства). Основательница самоорганизации «Аэрарий» в Сочи.

Саша Дёмина

Топи

Инсталляция: гобелен, ткани, нити, звук

Ткачество — одна из древнейших техник. Изобретённая в разное время в разных частях света, она сыграла важную роль в развитии человечества. Сегодня же мы сталкиваемся с перепроизводством текстиля — эта проблема становится одной из главных угроз экосистеме Земли. Пока массмаркет производит излишки повседневной одежды на фабриках с низкооплачиваемым трудом, ручное ткачество, сохранившееся в разных уголках планеты, утрачивает свою ценность — культурная экосистема, такая многообразная раньше, тоже находиться под угрозой.

Ткачество — долгий трудоёмкий процесс, отнимающий много сил. Пространство СНГ тесно связано с этим ремеслом. Я училась ткачеству на Алтае и в Кабардино-Балкарии у местных мастеров во время волонтёрских экспедиций, с тех пор эта техника стала одним из моих основных медиумов. Я стремлюсь к его популяризации, преподавая и рассказывая о нем.

Ковёр на этой выставке делится на две части: язык орнаментов и природные паттерны. За основу взяты традиционные изображения народов Амура, Карелии, Башкирии и послевоенные ковры Афганистана — они отражают взаимосвязь развития индустриализации с изменением ткацкого узора, прототипом которого изначально служил природный мотив. Нижняя часть ковра изображает лужи, мхи и корни сгнившего дерева и символизирует естественный цикл жизни старинных артефактов. Орнаменты прорастают из природного ландшафта и из-за влияния энтропии и эрозии возвращаются обратно в землю. Эти части не спорят между собой, а дополняют друг друга.

Иногда из центра ковра, пня, доносится звук — крики лесных животных и шум дождя (звуковую композицию для работы предоставил Matiascreate). Эти звуки и изображение пня — одновременно и аллегории на культурные корни, и символа эволюционного дерева жизни — дополняют образ ковра как экосистемы, которая находится в опасности.

Саша Дёмина — художница. Родилась в Москве. Училась в Московской международной киношколе на режиссёра монтажа. Изучает различные архаичные медиумы, присущие малым колонизированным народностям востока и севера России. Выпускница КИСИ.

Илья Борисов

Охота на крыс

Инсталляция, видео; смешанная техника

В своей инсталляции я исследую охоту на крыс, которая особенно распространена сейчас в США. Её образ и механика становятся для меня отражением современных режимов автократии и в частности — отношений между правящей элитой, верхушкой, силовыми структурами и политзаключенными. Сравнивая две схожих системы взаимоотношений и накладывая их друг на друга, я создаю работы для своей инсталляции — видео, которое мимикрирует компиляцию мемов, скульптуры из полимерной глины и веревки.

С приходом капитализма отношения между жертвой и охотником меняются — она становится видом досуга для тех, у кого есть ресурсы. Появляются изощрённая разновидности охоты, одна из них — rat-baiting — охота на крыс с помощью собак. Классический охотник здесь превращается в строителя двух сообществ. Крысиное сообщество формируется в пределах искусственных укрытий и сложного ландшафта, которые стимулируют рост колонии, и создавая иллюзии безопасности. Собак учат агрессии и подчинению охотнику, поощряя наиболее эффективных и способствуя их размножению.

Этот процесс напоминает работу современных авторитарных государств и автократий: в этом процессе, с одной стороны, существуют государство или диктатор, его милитаристская и бюрократическая армия, и общество, для которого создают искусственный ландшафт из возможностей и прав. И если раньше трофеем в охоте являлась голова противника, а затем — присвоение суверенитета, государства или земли, то сейчас это место занимают сами методы его добычи. Трофеем становится отлаженный механизм из законов, пропагандистских методов и новых силовых отделов, которые создают конвейер для получения новых трофеев.

Скульптуры крыс в инсталляции складываются в композицию, напоминающую те, что создают охотники из своих жертв — такая традиция существует в Европе со времён зарождения монархии. Используя мягкий, оставляющий следы материал — полимерную глину, я подчеркиваю искусственность крыс, превращаю их в мумифицированные слепки. На глине остаются отпечатки моих пальцев — так люди оставляют свои следы на репрессивной системе.

Основным методом борьбы против автократий, я вижу солидарность, которая в рамках инсталляции обретает образ крысиного короля. Он запретен и мифологичен — как и солидарность в рамках современных авторитарных государств. Используя верёвки, я подчёркиваю необходимость построения крепких и солидарных сетей взаимоотношений и заботы, которые могут разрушить мифологичность этого образа и сделать его реальным.

Илья Борисов — независимый исследователь, художник. Работает с инсталляцией, видео и звуком. В своем творчестве и исследованиях обращается к стратегиям спекулятивного реализма, нечеловеческим акторам и горизонтальным онтологиям. Участник лаборатории «Нежный шум, радикальная тишина» в ЦСИ «Типография» (2021), с 2019 года — арт-медиатор ЦСИ «Типография».

Софья Почтенная

Внутренний короб

Инсталляция, смешанная техника: объекты, зин

Мне было 6 лет, когда мои родители развелись. В тот год мне ничего не объяснили, а я нашла его во дворе и спросила: «Ты не обидишься, если я возьму фамилию другого папы?». Он исчез на несколько дней, пополняя свою драгоценную коллекцию гремящих бутылок. Я знала, что за 6 лет моего детства он пытался повеситься, а я не раз видела его эпилептические приступы. Несмотря на это, о нем я помню только хорошее: как он делал мне вручную гоголь-моголь, смастерил детскую площадку и вырезал со мной картинки для детского сада. Мы с мамой уехали. Я много спрашивала о его жизни и каждый год хотела поздравить его с днем рождения, не получая 12 лет ответы. Он нарушил мою безызвестность, когда на первом курсе института я приехала на выходные к брату, а там гостил он. Оказалось, что нам не о чем разговаривать. Уезжая, он дал мне две тысячи рублей и снисходительно сказал: «Ты же понимаешь, что я все равно люблю тебя?». Оказалось, что до этой фразы мне жилось легче, а после вопросов, на которые я никогда не получу ответы, стало только больше.

Это мой внутренний короб. Я вытягиваю его из тела и ставлю на землю. Это шесть улик моего детства, пустая полка молчания. Оказалось, что он есть буквально в каждом человеке из моего окружения и имеет разную форму.

В других внутренних коробах, уже в формате зина, лежат истории знакомых мне людей, которые показали, что эта тема — тема (отсутствующего) отцовства — важна не только мне.

Софья Почтенная — художница. Родилась в Смоленске, сейчас живёт в Краснодаре. Работает с фотографией, коллажем, видео, инсталляциями. Её художественная практика связана с исследование идентификации, эмоций, детства и прошлого. Окончила Краснодарский государственный институт культуры по направлению «Графический дизайн». Участница выставки «Строим бункер», сделанной инициативной группой КИСИ. Выпускница КИСИ.

Светлана Клименко

Я просто хочу домой

Инсталляция: почтовые ящики, коллаж

В ситуациях, когда приходиться много раз менять места житель- ства, вопрос о том, как вписать себя в новое пространство, становится довольно острым. В 17 лет мне пришлось переехать в другой город и жить самостоятельно. Осознание обретения нового дома далось тяжело. Позже я переезжала ещё несколько раз и с каждым разом ощу- щение комфорта терялось. Почему так происходит – загадка, поэтому я решила попросить своих подруг написать мне письма о том, что они чувствовали при переезде из другой страны, города или квартиры, в надежде, что найду ответы в их опыте.

Главным символом обретения дома стал почтовый ящик, на который долгое время приходят письма.

Светлана Клименко — художница, графический дизайнер. Работает с фотографией, коллажом, инсталляцией. В своих работах исследует темы самоидентификации и личных переживаний. Окончила Краснодарский государственный институт культуры по направлению «Графический дизайн». Выпускница Краснодарского института современного искусства (КИСИ).

Ник Дегтярёв

PLACESPLOITATION CINEMA

Фильм

PPC — это короткометражный фильм, смонтированный из материала несколько лайв стримов–практикумов, которые были организованы объединением nogr в рамках проекта Центра Курехина Стрим-механика. Участники практикума становились своего рода режиссёрами онлайн-трансляции, материалом для которой служили потоки ip камер. Подключение к ним осуществлялось по открытым протоколам, но без уведомления о подключении. Монтаж трансляции и подключение к камерам осуществлялось в режиме реального времени.

Результатом участия в практикумах должна была быть потенциальная возможность ответа на следующий вопрос.

Должен ли зритель быть вовлечён в процесс через свое физическое действие? Есть ли в интернет_настоящем и интернет_будущем место коллективности и критике в форме просмотра как процесса, противоположного познанию и вовлеченности? Может ли это считаться критерием безусловного действия?

Сегодня мы предлагаем вам побыть соучастни_цами именно в рамках практики просмотра. Этот фильм состоит из материалов совершенно разных камер — от потоков камер наблюдения cctv и камер внутри «интернета вещей» до частных охранных камер и производственных камер машин.

Наша гипотеза состоит в том, что просмотр этого видео — коллективный опыт внутри ландшафта нормативности, политики, этики и эстетики. Это попытка с помощью монтажа, технологий доступа, новых прав на доставку контента, с одной стороны, вообразить кино, а с другой — перераспределить способности и неспособности зрителя к действию. Кажется, что сегодня индустрия платформ и стрим-данных с легкостью локализует/присваивает себе эту функцию регулирования активности пользователя, закрывая вопрос об её/его эмансипации. Однако, завтра все может быть наоборот.

Ник Дегтярёв — художник, инженер, работник культуры. Участник рабочей группы и трудового коллектива ДК — Делай культуру.

Со-основатель исследовательского художественного объединения nogr (www.nogr.me). nogr реализовывало художественные проекты в рамках тем коллективного воображения,
этики, приграничного взаимодействия, спекулятивного моделирования и дизайна многомерных будущих). Одной из задач nogr являлось утверждение необходимости развития политического воображения, в том числе как механизма понимания культуры и искусства.

Анна Филатова

Шелтер

Инсталляция: гипс, папье-маше

Как давно вы испытывали напряжение? Тяжело трудились сверх нормы или должны были выполнить большую задачу в сжатые сроки?

От перегрузок всё выходит из строя. Человек давно это подметил и стал маниакально искать саппорты для себя и окружающих не-человеков. Разработана система охлаждения для компьютеров, а уже пере- гревшийся ноутбук можно отнести в ремонт. Романтизированные в поп-культуре нулевых срывы «белых воротничков» научились предотвращать с помощью штатных психологов и игровой приставки в офисной зоне отдыха. Трудящимся на китайских заводах повесили сетки под окнами, чтобы поправить статистику суицидов. Созданы «горячие линии», стабилизационные фонды экономики, целые институты помощи и поддержки на все случаи жизни.

Но ничего не придумано для защиты прекария в моменты его максимального напряжения. У него нет собственного recovery tool: ни выходных, ни отпуска, ни кодекса, закрепляющего права и свободы. Только обязательства и долженствование.

Инсталляция «Шелтер» — это фантазия на тему места, где представитель «нового опасного класса» может укрыться от внешнего давления. Детское «я в домике» для мужчин и женщин, не имеющих возможности справиться с грузом ответственности в условиях нестабильной занятости. Маленькое пространство для «заземления», в котором есть право помолчать, поплакать, позлиться, наконец – ничего не делать, когда ты всем что-то должен. «Шелтер» – бутафорский непрочный кров для самых незащищённых, «островок безопасности», где можно не отвечать на звонки и побыть в одиночестве. Внутреннее пространство гипсовой капсулы, окружённое хрупкой оболочкой из папье-маше.

Форма инсталляции – аллюзия на роман Виктора Гюго. Подобно тому как Гаврош прятал детей в скульптуре слона во время бушующей революции, «Шелтер» укрывает прекариев в ситуации неолиберализма и гибкого рынка труда.

Анна Филатова — художница, дизайнер. Родилась в Иванове. Выпускница Краснодарского института современного искусства (КИСИ). В своих работах обращается к теме прекарности и тревожности, создавая нестабильные инсталляции с помощью компьютерной графики, папье-маше и пластика, часто взаимодействуя с окружающей средой в безлюдных местах. В настоящий момент живёт и работает в Краснодаре.

Божена Стёжкина

Подарки, вирусы и всё такое

Инсталляция, вышивка на хлопковой ткани и садовой сетке

Сюжеты вышивок — это бессознательные образы-триггеры, которые появляются в глубоком детстве и остаются с нами всю жизнь. Художница представляет их в образах, напоминающих вирусы. Это выражения травмирующих высказываний и действий по отношению к ребенку, который становится жертвой фальшивых представлений о семье и правильном воспитании.

В детстве почти каждый человек сталкивался с отношением, которое сейчас назвали бы абьюзивным. Оно оставляет травму, становится причиной неврозов и психических расстройств во взрослой жизни. Обращаясь к этим травмам, вытесненным в бессознательное, художница стремится предъявить их зрителям, возвратить утраченные воспоминания.

Обращаясь к вышивке с раннего детства, Божена воспринимала её как зону, где можно было не слушать взрослых и следовать не правилам, как следует вышивать, а как нет, а своим внутренним желаниям. Сейчас монотонное занятие вышиванием также становится для художницы сеансом медитации и даже психотерапии — возможностью рассказать свою историю разноцветными нитками.

Божена Стёжкина.  Окончила филологический факультет Кубанского государственного университета. С 1996 года занимается вышивкой в технике глади, с 2010 — профессионально. Училась в КИСИ, в составе инициативной группы студентов участвовала в выставке «Мы строим бункер» (ЦСИ «Типография», 2021). Живёт в Краснодаре.

Олеся Фоевая

Коллектив бессознательный

Инсталляция: графика, живопись, зеркала

Приглашаю за мой рабочий стол.
Посиди с героями.
Покружись на моём стуле.
Герои манят тебя?
Может, убежим вместе с ними?
Но от них никуда не деться!
Вот они — в отражении зеркал.

В этом году я начала принуждать себя к ежедневному творческому труду. В один из таких дней родились они — герои этой инсталляции. Мне захотелось остановиться и познакомиться с ними поближе. Раньше я могла отрефлексировать своих героев только спустя время, этих же мне захотелось осмыслять в процессе их рождения и вместе с ними.

Мне казалось, что время, когда я не рисую, я провожу впустую. С появлением этих героев, я день за днём проводила и провожу с ними и с пользой. Я увидела, как герои убегают, держась за руки и теряя туфли. Иногда останавливаются, чтобы попозировать для нового холста. Их что-то связывает с моими старыми героями. Я увидела, какими принимающими или жестокими они могут быть. Некоторые из них просто невыносимы! Некоторые из них остаются неразгаданными. Но я знаю, что скоро они станут совершенно (почти) прозрачно понятными, ведь мы с ними вместе и надолго.

Олеся Фоевая — художница, иллюстраторка. Выпускница КИСИ. Олеся живёт и работает в Краснодаре. Её работы можно посмотреть в инстаграме @olkambart.

Лера Яхно

Нудистский пляж

Инсталляция, смешанная техника: ткань, бумага

Нудистский пляж — это место, где не принято прикрываться от чужих глаз. Это берег и море, ощущение свободы и чего-то недостижимого в обычной среде. Это место полной телесной откровенности. В этой инсталляции я пытаюсь расширить рамки этой откровенности, размышляя о близости между людьми, сексуальности, открытости и выражения чувств. А также стыде. Стыде за то, что можно говорить, чувствовать и делиться, осуждаемом одними и заставляющем деформироваться других. Стыде как осуждении, которое исходит не снаружи, а изнутри, и его принятии.

Используя ткани и страницы, я хочу создать нечто живое, пребывающее само в себе и ранимое. Под кружевной и шифоновой кожей находится целый человек. Она зафиксирована во времени и говорит первое, что взбредет ей в голову. Она разделась и не понимает границ своего тела, то распадается, то собирается снова. Она просто текст. Она — подробный отрезок времени. Пытается осознать свою социальность и опыт как нечто «нестыдное», очертить все эти проблемы с открытостью, близостью и выражением чувств через буквы, бумагу, драпировки и время. Пробует говорить, осознает себя, свое тело, новый опыт, влюбляется, дружит, отчаивается, городит секреты, все ломает, строит заново, обманывает и неловко обращается со своей новой формой. Просто живет.

Это инсталляция — личное и чувственное место, как и тема, которую я поднимаю. Это поиск границ, их выставление и их отрицание одно- временно. Такие же разные и неодназначные вещи, как и эмоции, которые мы переживаем. Или не умеем переживать и с годами зажимаемся так, что становится тяжело вдохнуть воздух.

Можно подышать на нудистском пляже.

Лера Яхно — художница.  Родилась в 1991 году в Краснодаре. Занимается графикой, инсталляцией и скульптурой. Участвовала в выставках «Просто праздник какой-то» (2020), «Ты меня найдёшь», «Строим бункер» (обе — ЦСИ «Типография», 2021). Выпускница КИСИ. Живёт и работает в Краснодаре.

Маруся Морковкина

Живопись

Живопись, 2020–2021

Названия работ слева направо:

Слева направо:

Дендрофилия. 2020
На чужой п***е, или пост-мортем с матерью. 2021
Страх голодной смерти. 2020
Портрет знакомой проститутки. 2020
Няв. 2020
Адуга. 2020
Бэби-бокс. 2020

Также на выставке представлен фильм «Портрет знакомой проститутки Маруси Морковкиной || Sapiens». Производство: MASH VIDEO. 2021. Фильм доступен по ссылке.

Маруся Морковкина — художница. Родилась и живёт в Краснодаре. Основатель арт-группировки «Профсоюз секс-работников» и резиденции «Мамо». Участница выставок «Кошки» (Музей им. Коваленко, 2019), «V международная женская выставка» (галерея «Свиное рыло», Санкт-Перербург, 2020), «Строим бункер» (ЦСИ «Типография», 2021), «Хинкали, бабочки, секс» («Мамо», 2021). Идет подготовка к двум персональным выставкам в Москве в Зверевском центре и галерее «Это не здесь». Выпускница КИСИ.

Аркадий Попов

Альтер эго

Книга, рисунки

Это рассказ о серии осознанных снов, соединяющихся в одну историю — про путешествие на иную версию нашей планеты. Сны — это своего рода разбитое или искаженное зеркало жизни каждого из нас. На них способны влиять абсолютно любые факторы, так же, как и мы сами можем вторгаться в этот процесс, чтобы что-то изменить, в чём-то разобраться или увидеть ещё раз сон, который нам понравился.

Маруся Морковкина — художница. Родилась и живёт в Краснодаре. Основатель арт-группировки «Профсоюз секс-работников» и резиденции «Мамо». Участница выставок «Кошки» (Музей им. Коваленко, 2019), «V международная женская выставка» (галерея «Свиное рыло», Санкт-Перербург, 2020), «Строим бункер» (ЦСИ «Типография», 2021), «Хинкали, бабочки, секс» («Мамо», 2021). Идет подготовка к двум персональным выставкам в Москве в Зверевском центре и галерее «Это не здесь». Выпускница КИСИ.

Участники и основатели о КИСИ:

Василий Субботин

о курсе КИСИ 2020–2021

В новой «Типографии» КИСИ нуждался в изменениях. Мы — те, кто занимается организацией и ведёт занятия, — встретились на лавочке в парке и старались ответить на вопросы: кем становится современный художник? Для чего вообще нужен такой формат занятий в России? Мы хотели настроить вектор КИСИ на территории рядом с «Типографией», настроиться на эти места — Чистяковская роща, ЗИП, РИП, жилые комплексы, ВОС.  

Поэтому на одном из первых занятий с КИСИшниками мы рисовали карты мест и маршрутов — мы знакомились через пространства. Эти встречи в феврале проходили ещё в присутствии тел в «Типографии», а в марте мы неожиданно приняли новый формат встреч — в онлайне. Наша самоорганизация разворачивалась через воображение в личных пространствах, а часть программы стала тест-драйвом КИСИ на платформе зум. Возможность увидеться с далёкими участниками, пригласить друзей из других городов прочитать лекции, неловкость общения в компьютере — вот что дало нам это время. Разорванные привычные связи проросли в других плоскостях. После длительной разлуки встреча в реальном пространстве стала чем-то важным, значимым. Пройдя через концентрированное переживание личного, мы стали пристальнее рассматривать коллективное движение и то, что нас объединяет/разъединяет. 

Ещё одна особенность курса «Непослушницы» — поиск своей стратегии, создание своей программы, подход к конкретному полю действий, которые также находятся между личным и коллективным. Не обязательно быть художником со званием, чтобы менять окружение. Нужно, в первую очередь, делать выбор, при этом сохраняя силы на творческий потенциал (или, как сказал один из участников КИСИ Илья Борисов, «потанцевал»).

Эльдар Ганеев

об истории основания

Мы были «очень молодым художником» (если рассматривать всю группировку ЗИП как одну художественную единицу): пара выставок в Краснодаре, одна в Питере и вот только-только приняли участие в «детской биеннале» [Московской международной биеннале молодого искусства]. И вот возникло это ощущение — я хорошо его помню — какого-то странного вакуума: «А что дальше?». В Краснодаре в поле современного искусства почти ничего не было: одна галерея, совмещённая с парикмахерской [галерея Майи Рязановой], но и она закрылась. Но переезжать из Краснодара не было никакого желания. Что делать, мы не знали, но решили отправить гонцов в Москву — выпало это мне и Стёпе [Субботину]. Решающую роль в этом сыграл лоукостер «Авианова» и билеты  по 699₽. 

В той поездке произошли два события. 

Первое. Мы просочились на фуршет по поводу вручения премии «Инновация». Увидели там Леонида Бажанова (на тот момент — художественного руководителя Государственного центра современного искусства), и слегка осмелев от шампанского, подошли: «Когда в Краснодаре будет филиал ГЦСИ?». Его ответ звучал примерно так: «Краснодар…. Красноярск… ну, у нас сейчас в планах — (тут перечисление каких-то городов)…». Стало понятно, что если это и случится, то в очень необозримом будущем. 

Событие второе. Встреча с куратором Екатериной Дёготь, которая услышав наш рассказ о словах Бажанова, отреагировала так: «Ну, ребята! Зачем вам этот ГЦСИ! В Софии ребята в собственном гараже открыли Болгарский центр современного искусства». Через два дня мы ехали в Краснодар на плацкарте (дешевых билетов у «Авиановы» уже не было) и обсуждали, как стартонём новую институцию — КИСИ: Краснодарский институт современного искусства. Нужно было уйти от аббревиатуры КЦСИ, чтобы никто не подумал, что это филиал ГЦСИ. Плюс это слово такое милое, как котики в ленте. Там же составили учебный план, и какие-то вещи сохраняются до сих пор: я по-прежнему читаю первую лекцию про писсуар [«Фонтан» Марселя Дюшана], а Жека [Римкевич] про сайенс-арт.

Степан Субботин

об идейной основе

Мы стараемся уйти от стандартных практик учебных заведений — граници преподаватель/ученик, оценок. Иногда во время приёма заявок нам пишут, что хотят получить диплом или сертификат о повышении квалификации, это сразу ставит в тупик. Нам интересно другое — коллективный процесс, общие темы и проблемы, с которыми хочется работать. Мы много говорим о самоорганизации, о том, как работать с контекстом, который всегда уникален, особенно в наших условиях, когда вокруг так много непроработанных тем и историй. 

В этом нам близок проект художницы Тани Бругеры «Кафедра искусства поведения», которая была организована в Гаване, чтобы работать с местными художниками, с локальными темами, создавать сообщество, но при этом мыслить в международном контексте. 

Если говорить про историю, то нам важен опыт ВХУТЕМАСа с их авангардным отношением к форме произведения, которая рассматривалась как политический и социальный инструмент. ВХУТЕМАСовцы искали выход из автономии искусства в сферы труда и отдыха, думали о будущем, а искусство и творчество воспринимали как то, что должно войти в повседневности — и это то, что нам близко. Нам хочется видеть КИСИ как сообщество людей, готовых работать с социальными темами и взаимодействовать не только с галереями и музеями, но и со средой, в которой они находятся.

Нам близок подход на стыке учебного процесса и дружеского круга единомышленников, когда после занятий можно вместе пойти на вечеринку, поехать в путешествие или пойти друг к другу в гости. Нам кажется, что КИСИ — это только начало, а самое интересное начинается потом, когда мы все попадем в профессиональное поле и продолжаем поддерживать связи. С кем-то мы активно продолжаем делать проекты, радуемся и восхищаемся их идеям и успехам, продолжаем учиться друг у друга, с кем-то пути расходятся.

Евгений Римкевич

о программе курса

Программа КИСИ никогда не была жёстко структурирована: она менялась от курса к курсу и от месяца к месяцу, следуя за динамкой образовательного процесса. 

Всё началось с желания учиться самим: первые занятия строились как сообщения о художниках или направлениях, прочитанных книгах по философии и смежным дисциплинам с последующим обсуждением. Мы старались приглашать друзей и знакомых из других городов, сами собирали деньги на их приезд. 

Когда открылась «Типография», мы решили сделать регулярный курс лекций и практических занятий длиной в один год. Структуру с недельной сессией раз в месяц мы взяли у Школы вовлечённого искусства «Что делать?», чтобы могли приезжать люди из других городов. Программа занятий формировалась интуитивно, исходя из наших собственных потребностей: мы учились вместе со студентами.  

Основой стала история искусства, что также давало возможность понять контекст — историю, социально-политические и экономические процессы. В вузах история искусства обычно заканчивалась на авангарде, мы же с него начинали. Важными составляющими процесса были ридинги, прогулки-исследования, выставки, акции. Примерно раз в месяц мы делали выставки краснодарских художников. 

Программа последнего курса 2020–2021 годов значительно трансформировалась. Во-первых, она стала длиннее — уже не год, а полтора. Во-вторых, структура стала более чёткой: она состояла из 15 тем/поводов (один для каждой сессии) с упором на социальное искусство, исследование и взаимодействие. Мы говорили о: 

  • самоорганизации, рассматривая примеры объединения и консолидации людей по всему миру; 
  • сетевых взаимодействиях, кооперации, неиерархических системах и выходе за пределы собственной сети; 
  • зрителе и искусстве соучастия; 
  • взгляде художника и его стратегиях; 
  • гендере и идентичности; 
  • материале, инструментах и методах художника; 
  • утопиях и дистопиях и многом другом. 

То, что остаётся неизменным для КИСИ, — это бесплатное обучение. Мы не обладаем уникальными знаниями, а делимся тем, что знаем сами. Так развивалась группировка ЗИП — через желание её участников учиться и обмениваться знаниями, так и на курсе КИСИ мы всегда призываем делиться, формировать новые группы, системы, объединения, искать новые пути и подходы в искусстве, расширяя границы и увеличивая разнообразие художественных экосистем.

Краткая история КИСИ

Подробный архив КИСИ на сайте Russian Art Archive

2010
июнь

Создание КИСИ

Организаторы: Группировка ЗИП (Эльдар Ганеев, Евгений Римкевич, Василий и Степан Субботины, Константин Чекамарёв). Позже присоединились Юлия Капустян, Виктор Линский, Татьяна Стадниченко.

КИСИ создавался как образовательная и выставочная инициатива, чья основная цель состояла в развитии местного художественного сообщества, интересной коллективной работе, образовании и жизни.

Мастерская группировки ЗИП на ЗИПе 

Первые лекции в КИСИ летом 2011 года

2013
июнь

Выставка «Краснодар: Линии на плоскости. История KИСИ»

Представила в Москве новое, зарождающееся и активно работающее сообщество краснодарских художников и художниц.

ЦТИ «Фабрика», Москва

Экспозиция в ЦСИ «Фабрика»

2014
9 апреля

Вручение премии «Инновация»

в номинации «Региональный проект» за выставку «Краснодар: Линии на плоскости. История KИСИ»

 Музей Москвы, Москва

Семён Михайловский вручает премию «Инновацию» коллективу КИСИ: Татьяне Стадниченко, Эльдару Ганееву, Василию Субботину, Виктору Линскому, Евгению Римкевичу, Юлии Капустян, Степану Субботину

2014
октябрь

Старт регулярного образовательного курса «Искусство быстрого реагирования» на базе КИСИ

Занятия проходят каждый месяц в течение недели, полный курс обучения длится один год. Программа включает лекции, семинары, домашние задания и самоорганизованные выставки.

Первый набор: Елена Аваряскина, Анна Булахова, Тина Васянина, Вячеслав Волков, Екатерина Калапкина, Валерия Костромина, Ольга Парфенова, Роман Уваров (сейчас — Москва), Денис Уранов (Москва, сейчас — Томск), Анна Чечулина

старая «Типография» на Рашпилевской

На открытии первой студенческой выставки «Автопортрет. Трансформация» первого набора КИСИ. Выставка прошла в Super Gallery — галерее, которую открыл художник и участник первого набора КИСИ Денис Уранов в коридоре старой «Типографии».

На первом фото: Денис Уранов, Тина Васянина, Степан Субботин

На втором фото: Роман Уваров.

Обе — 28 ноября 2014 года, автор: Денис Яковлев

2016
28 мая – 14 июня

«На девятом месяце» — итоговая выставка второго набора курса «Искусство быстрого реагирования»

Участницы и участники: Шамиль Ахмед (Махачкала), Людмила Баронина (сейчас — Москва), Артрур Голяков (Kras), Вероника Злобина (Воронеж), Вадим Коваленко, Елизавета Кузьмина, Надежда Липская, Сергей Матушкин (Кропоткин), Ксения Пешехонова,  Ксения Попова, Александр Пушкин (Сочи), Альберт Хамидович (Ростов-на-Дону)

Подробнее о выставке на сайте «Типографии»

старая «Типография» на Рашпилевской

Выпуск второго набора КИСИ, участники и участницы и преподаватели слева направо: Евгений Римкевич, Эльдар Ганеев, Василий Субботин, Надежда Липская, Сергей Матушкин, Ксения Попова, Вероника Злобина, Александр Пушкин, Ксения Пешехонова, Людмила Баронина, Елизавета Кузьмина; сидят: Альберт Хамидович, Шамиль Ахмед, Артрур Голяков, Степан Субботин

2017
10 июля – 15 августа

«Турагентство “Русский лес”» — итоговая выставка третьего набора курса «Искусство быстрого реагирования»

Участницы и участники: Саша Березовская, Катерина Верба (Новороссийск), Алина Десятниченко, Настя Каск, Елена Колесникова (сейчас — Геленджик), Рем Корал, Дмитрий Селезнев, Вика Обшарова, Дарья Орлова (Мурманск, сейчас — Санкт-Петербург), Валерий Скрипченков, Татьяна Уколова (Сочи)

Подробнее о выставке на сайте RAAN

старая «Типография» на Рашпилевской

Выпуск третьего набора КИСИ, участники и участницы: Алина Десятниченко, Татьяна Уколова, Настя Каск, Елена Колесникова, Катя Верба, Дмитрий Селезнёв и гостьи вернисажа

2018–2019
22 февраля – 9 марта

Четвёртый набор курса «Искусство быстрого реагирования»

Участницы и участники: Олег Абраменко, Ирина Афанасьева, Паша Безор (Новороссийск, сейчас — Санкт-Петербург), Яна Васильева, Екатерина Волобуева, София Исаева, Катрин Ковалёнок, Маша Орлова, Александр Рукосуев (сейчас — Санкт-Петербург), Стас Лобачевский (Тоска), Юлия Шафаростова, Эльвира Янушко

Промежуточная выставка по итогам задания Валерия Казаса «Результаты прогулки».

Выпускная выставка «Ничего не происходит» на сайте «Типографии»

старая «Типография» на Рашпилевской

На открытии выставки «Результат прогулки»: кураторка «Типографии» Елена Ищенко, Валерий Казас, участницы выставки: Юлия Шафаростова, Софья Исаева, Яна Васильева, Маша Орлова на фоне работы Юлии Шафаростовой

2019

Реформа КИСИ

Реформа образовательного процесса КИСИ: обучение на курсе «Искусство быстрого реагирования» с 2020 года длится полтора года, включая 17 недельных ежемесячных сессий и итоговую выставку.

старая «Типография» на Рашпилевской

Одно из первых встреч пятого набора КИСИ в амфитеатре ЦСИ «Типография» в полном составе

2020–2021

Пятый набор КИСИ

Промежуточные выставки пятого набора: 

старая «Типография» на Рашпилевской

Некоторые выпускницы и выпускники, а также преподаватель пятого набора КИСИ: Илья Борисов, Яна Алалыкина, Аня Филатова, Лера Яхно, Василий Субботин, Лилит Матевосян, Аркадий Попов, Олеся Камбарова

Leave a Reply

Яндекс.Метрика