Центр современного искусства «Типография» представляет образовательный интенсив «Кураторские курсы — школа исследователей и организаторов», который пройдёт с 1 по 14 октября.

«Кураторские курсы» — это интенсивная образовательная программа для тех, кто хочет работать или уже работает в поле современного искусства как куратор, организатор событий, исследователь, координатор или менеджер.

Что значит быть куратором? Что такое выставка и зачем вообще их сейчас делать? Как и где происходит встреча искусства и зрителей? «Школа исследователей и организаторов» — это попытка понять, из чего складывается кураторство, о чем нам интересно и важно говорить сейчас и какие кураторские подходы мы можем для этого использовать.

В ходе открытого конкурса мы получили 90 заявок, из которых выбрали 20 участников: 

Екатерина Данильян
Марианна Кручински
Яна Алалыкина
Анна Майорова
Мария Сапожникова
Филипи Крикунов
Тина Васянина
Михаил Курилов
Ваня Венмер
Стас Лобачевский (Тоска)
Ева Рудницкая
Екатерина Украинцева
Ирина Шаталюк
Мария Орлова
Катерина Верба (Новороссийск)
Дмитрий Землянский (Ставрополь)
Татьяна Уколова (Сочи)
Александра Дорофеева (Железногорск)
Надежда Стрига (Екатеринбург)
Марина Пугина (Пермь)

Обучение в школе бесплатное, проезд до Краснодара и проживание не оплачиваются.

ПЕДАГОГИ И ЛЕКТОРЫ

Фото: Алина Десятниченко

Алексей Борисёнок

Педагог

Куратор, исследователь и организатор. Окончил магистерскую программу «Визуальные и культурные исследования» в Европейском гуманитарном университете (Вильнюс, Литва) и магистерскую программу «Курирование искусства» в Стокгольмском университете (Швеция). Со-основатель платформы «Работай больше! Отдай больше!» (Минск) и сайта о современном искусстве Беларуси «Калектар». Курировал выставки в галерее «Ў» (Минск), Литературном музее Максима Богдановича (Минск), Liljevalchs Hub и фестиваля экспериментальной музыки «Норберг» (Стокгольм, Швеция) и многие другие выставки и события. Автор текстов для «Художественного журнала», Springerin, «Просторы», Hjärnstorm и других. Живёт и работает в Минске и Вене.

Ольга Сосновская

Педагог

Художница, исследовательница, организаторка. Окончила магистерскую программу Визуальные и культурные исследования» в Европейском гуманитарном университете (Вильнюс, Литва) и объединенную магистерскую программу в области антропологии танца в NTNU (Трондхейм), Университете Сегеда (Сегед, Венгрия) и Roehampton University (Лондон). Со-основательница платформы «Работай Больше! Отдыхай Больше!» (Минск). В настоящий момент является кандидаткой докторской программы PhD-in-Practice в Академии изобразительных искусств Вены. Живёт и работает в Вене.

Фото: Алина Десятниченко

Алексей Масляев

Лектор, ведущий семинара

Куратор, культуролог, заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства, куратор фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. Окончил факультет истории искусства РГГУ. Дважды номинант государственной премии «Инновация» — за проект «Завтра воды не будет» (2013) и «История требует продолжения» (персональная выставка Таус Махачевой, 2013). Живёт и работает в Москве.

Светлана Усольцева

Лекторка, ведущая семинара

Куратор, руководитель кураторского отдела Уральского филиала ГЦСИ. Окончила Художественно-графический факультет Нижнетагильской государственной социально-педагогической академии (2006), третью московскую летнюю кураторскую школу (2014). Среди её проектов — выставка «Город-порт: здесь моря нет» (Екатеринбург, 2011), «Парное катание. Современное искусство Урала» (Екатеринбург, 2015), «Работа никогда не завершается» (Тюмень, 2017). В 2018 году стала лауреатом премии «Инновация» в номинации «Проект года» в составе коллектива 4-й Уральской индустриальной биеннале, в 2019 году — была номинирована как куратор за выставку «Начало, конец и почти всё между ними». Живет и работает в Екатеринбурге.

Ольга Широкоступ

Лекторка, ведущая семинара

Куратор образовательных и междисциплинарных проектов, исследователь, менеджер, художник, автор текстов. Окончила Московский городской педагогический университет и Школу вовлечённого искусства «Что делать» (Санкт-Петербург). Среди профессиональных интересов — художественные/исследовательские проекты на постсоветском пространстве, экспериментальные образовательные и перформативные практики, практики.

Участница творческо-исследовательского кооператива «Красная шпана» (2014–настоящее время). В 2014–2017 годах работала координатором программы «Полевые исследования» Музея современного искусства «Гараж», в 2014–2018 годах — куратор подростковой программы «СКВТ» Политехнического музея. Живёт и работает в Москве.

Валентин Дьяконов

Лектор, ведущий семинара

Искусствовед, критик, куратор, кандидат культурологии, тема диссертации — «Московская художественная жизнь 1950-х — 1960-х. Возникновение неофициального искусства». В 2012 году выступил куратором проекта «Философия общего дела» в Пермской государственной художественной галерее. В том же году провел экскурсию-перформанс «Кусок Европы в зимнем саду» в рамках 2-й Уральской индустриальной биеннале в Екатеринбурге. В 2014 году курировал выставку «Детектив» в Московском музее современного искусства. В 2015-м — организовал выставку «Смех в зале» (Галерея на Шаболовке, Москва). С 2016 года — куратор Музея современного искусства «Гараж». Лауреат Государственной премии «Инновация» за выставку «Ткань процветания» (2018). Живёт и работает в Москве.

РАСПИСАНИЕ ПУБЛИЧНЫХ ЛЕКЦИЙ

Ольга Сосновская, Алексей Борисёнок

Вводная лекция

2 октября, 18:00

Слушать аудиозапись лекции Оли Сосновской и Алексея Борисёнка:

Презентация к лекции доступна по ссылке.

Алексей Борисёнок и Оля Сосновская расскажут о своей коллективной и индивидуальной практике, включающей курирование, организацию, исследование и письмо. Они сосредоточатся на инициативах, которыми они занимались последние годы: «Работай Больше! Отдыхай Больше!», «Проблемный коллектив» и других. Вопрошая традиционные формы производства знания, они обратятся к коллективным формам работы, перформативности знания и политическому потенциалу лени и удовольствия. Они также представят «ситуации», которые легли в основу «Кураторских курсов для исследователей и организаторов».

Валентин Дьяконов

Коллективное кураторство и открытый код

3 октября, 19:00

Слушать аудиозапись лекции Валентина Дьяконова:

Презентация к лекции доступна по ссылке.

Все больше крупных выставок собираются в диалоге (или круглом столе) двух и более кураторов. Сотрудничество — в центре современного культурного производства. Настала эпоха сомнений в том, что один человек может отвечать за художественную ситуацию в стране или мире в целом. Кроме того, на первый план выходит этика сообществ, которые больше не хотят делегировать свои права на репрезентацию специалистам широкого профиля. Все эти обстоятельства создают представление о кураторстве как о коллективном создании открытого кода, где авторство децентрализовано, но важно как никогда.

Алексей Масляев

О кураторе и кураторстве, дисциплине и отсутствующем методе, человеческих качествах и личных интересах, институциях, ответственности, внешнем виде, социальной интуиции, симпатии, искренности, заботе, теплоте и понимании

7 октября, 19:00

Слушать аудиозапись лекции Алексея Масляева:
Часть 1

Часть 2

Лекция посвящена фигуре куратора и пути его становления в системе искусства. Эта траектория неразрывно связана с историей создания выставок, потому что именно реализованные проекты служили катализатором для пересмотра атрибутов профессионального поля кураторских практик. Мы поговорим о том, как формировалась и в каких моделях воплощалась поэтика кураторства в зависимости от отношений между художественным и кураторским дискурсами.

Светлана Усольцева

Кураторские подходы: историк, хранитель, художник, номад

8 октября, 19:00

Слушать аудиозапись лекции Светланы Усольцевой:

Презентация к лекции доступна по ссылке

Важен не только результат кураторской работы, но и метод, который во многом определяет высказывание. От кураторов-хранителей и кураторов-историков, выстраивающих линии преемственности и влияния в больших музеях, к кураторам-художникам, куратороам-номадам и к кураторским коллективам, которые могут работать, где угодно, — на своей лекции Светлана Усольцева расскажет о том, как менялись подходы к созданию выставок и проектов и кто является куратором (или кураторкой) сейчас.

Ольга Широкоступ

Художественные исследования в различных режимах (со)существования

9 октября, 19:00

Ольга расскажет о своем опыте работы над художественными исследованиями и выставками в рамках «Полевых исследований» музея современного искусства «Гараж», о музейной резиденции для исследователей «Факультеты выходного дня», а также о проекте «Кому принадлежит авангард?» (вместе с художниками Ильёй Яковенко и Алексеем Маркиным — художественно-исследовательским кооперативом «Красная шпана»).

Эти проекты — пример того, как стираются границы между куратором и исследователем, на смену «независимому куратору» приходит «независимый исследователь», а в институциях складываются целые исследовательские коллективы (как стабильные, так и временные), занимающиеся производством художественных проектов.

14 октября в рамках «Кураторских курсов — Школы исследователей и организаторов» состоялся семинар независимой кураторки, искусствоведа и преподавателя Елены Яичниковой «Работа с контекстом». Семинар прошёл при поддержке Музея современного искусства «Гараж».

Проект реализуется c использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Яндекс.Метрика