ЦСИ «Типография» представляет финальное событие в рамках проекта «Суперобложка» — уикенд современной фотографии: лекции и мастер-классы от важнейших кураторов, дизайнеров и фотографов. Мероприятия пройдут 27 и 28 октября, среди лекторов — фотограф, куратор и художник Анастасия Богомолова, куратор и директор «ФотоДепартамента» Надя Шереметова, арт-директор фестиваля PhotoVisa Ирина Чмырёва, художник и со-основатель Russian Independent Self-Published Наталия Балута и дизайнер Константин Ерёменко.
Завершающим событием уикенда станет объявление победителей конкурса «Суперобложка», который проходит при поддержке коммуникационного агентства Concept Group.
Регистрация на события 27 октября: https://typography-krd.timepad.ru/event/828884/
Регистранция на события 28 октября: https://typography-krd.timepad.ru/event/828891/
27 октября
12:00
лекция Фрэнка Родика (Канада) «Когда каждый — фотограф: Смысл и будущее фотографии как искусства в эпоху
миллионов снимков»
Число фотографий, сделанных с 2010 года, утроилось. По всему миру люди
делают более триллиона фотографий в год. Теперь каждый — фотограф, и интернет позволяет всем показывать и видеть созданные изображения. Что это означает для фотографа? Подразумевает ли это эволюцию фотографии как вида искусства? Как фотохудожникам реагировать на эту глобальную трансформацию? Фотохудожник Фрэнк Родик предлагает свои ответы на эти вопросы, поставленные эпохой цифровых технологий.
14:30
лекция Константина Ерёменко «9 аспектов в создании пространственно-временной структуры книги»
На своей лекции книжный дизайнер Константин Ерёменко расскажет, как визуальный материал обретает смысл в форме; как функциональный подход влияет на создание образа и почему идея структуры играет важнейшую роль в дизайне книги.
16:30
экскурсия Нади Шереметовой по коллекции книг «ФотоДепартамента»
17:00
лекция Нади Шереметовой «Что изменили фотокниги? или Как мы подходим к вещам»
Отталкиваясь от феномена фотокниги, который объединяет в себе и творчество и индустрию, мы поговорим о значимости и альтернативе. В переполненном информацией мире, где каждый из нас, несмотря на наличие шума, стремится занять свое место, понятия значимость и альтернатива можно рассматривать как со стороны вызовов, так и со стороны возможностей.
Говоря о производстве книг мы попробуем сделать выбор того будущего, в котором авторы хотели бы увидеть свое издание значимым и заметным. А с точки зрения продвижения постараемся увидеть не только то, какие выборы индустрия сделала за нас, возможные стратегии продвижения, но и как относиться к своей художественной задаче, чтобы иметь заявку на успех.
28 октября
12:00
экскурсия Ирины Чмырёвой по выставке «Суперобложка»
12:30
лекция Ирины Чмырёвой «Фотокнига как объект внимания куратора выставок»
Как фотокнига работает в качестве выставочного объекта? Может ли книга заменить выставку; является ли книга фотографа предметом, сопоставимым с авторским отпечатком, создает ли фотокнига «прибавочную стоимость» фотографическому творчеству автора, — об этом будет рассуждать куратор фотографических выставок и искусствовед, работающий с фотографией, Ирина Чмырёва. Также речь пойдет о ценности материального воплощения в виде фотокниги идей автора и о способах сохранения фотокниги как объекта художественного наследия.
14:00
Объявление победителей конкурса «Суперобложка»
15:00
лекция Анастасии Богомоловой «Простые формы»
Большая, толстая, красивая, в твердом переплете, с тканевой обложкой, напечатанная на качественной бумаге — для многих авторов, планирующих выпустить свою первую фотокнигу, по-прежнему наиболее желанным остается «респектабельный вариант» издания. Но стремление к большой форме нередко не только вступает в противоречие с концепцией проекта, но может превратить потенциально сильный визуальный материал в неудачный и ординарный физический объект. В то же время простое издательское решение, напротив, способно укрепить авторский замысел.
Книга, превращающаяся в плакат или раскрывающаяся веером, становящаяся выставкой газета или транслирующий актуальную повестку дня журнал, две стороны одного лепорелло и спасительная сила пружинного переплета — на лекции Анастасия Богомолова расскажет о современных проектов, в которых используются недорогие методы и материалы, тем не менее позволившие их авторам поднять свою работу на новый уровень, вывести ее к другой аудитории и даже найти подход к экспонированию своих историй.
17:00
семинар Наталии Балуты «Self-published: как самому издать фотокнигу»
В современном мире самиздат может быть успешнее традиционного книгоиздания и сотрудничества с издательствами. Но чтобы этого добиться надо знать ответы на множество вопросов: с какой целью издавать книгу и о чем, как создать выдающийся макет, где найти деньги на издание, где напечатать и сделать переплет, как рекламировать и распространять? На примере опыта издания книг и опыта общения с экспертами со всех континентов Наталия Балута расскажет о возможных стратегиях и практиках, а также что делать и чего не стоит, планируя издание своей книги.
Фрэнк Родик
Фрэнк Родик родился в Монреале, Канада, в 1959. Участник более 80 персональных и групповых выставок. Его работы находятся хранятся в частных и публичных коллекциях, среди которых Бруклинский музей, Музей изобразительных искусств Хьюстона, Художественный музей Филадельфии, Национальная галерея Канады, Музей фотографии в Шарлеруа (Бельгия) и другие. Помимо фотографии, Родик также профессионально занимается психотерапией. Живёт и работает в Торонто.
Константин Ерёменко
Окончил Московский государственный университет печати, факультет графических искусств по специальности «художник-график». В 2006–2013 со-основатель и арт-директор дизайн-студии Counterform. В 2015 окончил магистратуру в FHNW HGK Visual Communication Institute, The Basel School of Design (Базель, Швейцария). Лауреат конкурсов ISTD Typographic Awards, European Design Awards, D&AD, Graphis, Red Dot Awards, German Design Award, iF Design Award, Joseph Binder Award, Type Directors Club New York.
Надежда Шереметова
Куратор, исследователь фотографии, директор, куратор и со-основатель «ФотоДепартамента» — центра, последовательно занимающегося развитием современной фотографии в России. С 2009 года постоянный куратор проекта «Молодая фотография», с 2010 года — автор и ведущий программы «Преодолевая фотографию» в образовательной программе «ФотоДепартамент. Институт», а также практикумов «Фотография после фотографии», которые проходили в Санкт-Петербурге и Москве. С 2017 года — куратор и редактор образовательной онлайн-платформы на стыке образования и медиа «Проекция».
Ирина Чмырева
Искусствовед, куратор, историк фотографии. Кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудники Российской академии художеств; член Международной ассоциации музейных кураторов фотографии Oracle;
член Международной ассоциации арт-критиков (AICA). Автор статей об истории отечественной фотографии в трехтомной энциклопедии «История европейской фотографии» (2010, 2014, 2016). Арт-директор и со-основатель Международного фестиваля фотографии PhotoVisa. Живёт в Москве.
Анастасия Богомолова
Художник, работающий с фотографией, инсталляциями и перформансом; исследователь и коллекционер фотокниг; редактор блога This is a photobook, автор лекционного курса «Фотокниги: К истокам медиума». Выступает и как независимый куратор, и как куратор фотографического музея «Дом Метенкова» (Екатеринбург). Среди ее кураторских проектов — «Специальное издание: Фотокнига в России» («Дом Метенкова», 2016), «Новый разворот» (Центр фотографии имени братьев Люмьер, 2017). Живет и работает в Екатеринбурге.
Наталия Балута
Фотограф, художник, автор книжных проектов, со-основатель Russian Independent Self-Published. Выпускница и участник программ Фонда информационных и культурных проектов «ФотоДепартамент». Наталия работает с темами времени, памяти и пространства. Ее первая фотокнига «Потом» вошла в шортлист международной книжной премии UNSEEN (Амстердам, 2014), была представлена среди участников книжной выставки Athens Photofestival 2015 (Афины, Греция), вошла в число финалистов книжного конкурса и выставки Filter Photo Festival 2015 (Чикаго, США) и книжной выставки In-FOCUS (Художественный музей г. Феникса, США).