Интервью с Юлией Казас о геополитике, смысле жизни и невкусном компоте, который становится искусством

Перед открытием выставки Юлии Казас «Ныне и присно и во веки веков» на экспериментальной выставочной площадке КИСИ  Евгений Римкевич поговорил с художницей о выставке, геополитике, смысле жизни, невкусном компоте, который становится искусством и о существовании в семье двух художников. 

 

ЕР: Итак, давай начнем. В твоем проекте, насколько я понял, затронута тема темпоральности, начала и конца. Как ты пришла к этой теме?

ЮК: Ну, рано или поздно в жизни приходишь к таким вопросам. Геополитика, миграция, тщетность всего, что происходит на свете и прочие малоприятные глобальные вещи. И ты никак не можешь повлиять на них.

ЕР: В концепции сказано, что все существует какое-то время и уходит в небытие.

ЮК: Или перерождается в нечто новое, отличное от своих родителей.

ЕР: Ты используешь «живой материал» — плесень. Рассчитан ли этот проект на длительный срок или он закончится с окончанием выставки?

ЮК: Сложно предугадать, когда завянет трава, если ее не поливать, или когда сдохнет плесень, если ее не подкармливать. Все будет как в жизни. Целенаправленно поддерживать жизнь я не буду. Если не кормить, то умрет. Или найдет способ себя прокормить.

казас-ю

ЕР: Выходит, что ничто не вечно. Может быть слишком глобальный вопрос, но в чем смысл жизни и существования человека?

ЮК: Немного неожиданно. Многие умы бились о стены, размышляя над этим вопросом. смысл разумной жизни, я считаю, в развитии интеллектуальных возможностей, накоплении знаний, тренировка в их применении. Мне кажется, нет ничего более интересного.

ЕР: Хорошо. А в чем смысл жизни и существовании художника?

ЮК: Ну, вряд ли художник — какой-то особенный человек. Наверное, в самовыражении. Сидит себе художник в четырех стенах, сделает что-то. А потом несет на площадь, показывает всем, говорит — посмотрите, что я сделал, отреагируйте, побейте или похвалите.

ЕР: То есть роль зрителя очень важна.

ЮК: Не просто зрителя, а человека понимающего. Если посмотрит на эту работу человек умный, думающий, и ему понравится, он поймет, значит  — это хорошо, значит вы на одной волне — это круто. Если кто-то понял без объяснений долгих, значит, ты правильно сделал. Даже если художник делает что-то глубоко свое, личное. Про бабушку там или про маму, детские свои воспоминания-переживания, например, то другой человек должен посмотреть и вспомнить своих маму и бабушку, не читая трехкилометровые тексты, что там куратор напишет. Ну, это мое мнение, не знаю, что там куратор думает.

ЕР: А кто куратор этой выставки?

ЮК: Не знаю. Дайте мне куратора!(смеется) Самокуратор я, наверное. Такой вот внезапный прогресс — я уже научилась делать криво, и сейчас самокуратор, а еще на выставке будет работа, сделанная не своими руками.

ЕР: Расскажи этот момент подробнее.

ЮК: Мне помогает известный художник-инженер-конструктор, и при этом не претендует на соавторство. Это большая удача 🙂

ЕР: Менее года назад ты участвовала в выставке «Своя земля / Чужая территория» организованной галереей «Триумф» в центральном Манеже, совсем недавно групповая выставка «Низкая температура», сейчас персоналка в КИСИ. Как началась твоя карьера художника?

ЮК: Можно сказать, абсолютно случайно и не по моей воле. В Триумф я попала с Валерой, который по своим вопросам пришел. Дмитрию Ханкину, владельцу галереи «Триумф»,  попалась на глаза папка с моими работами, ему понравилось.

Снимок экрана 2016-03-04 в 11.33.58

Юлия Казас. Геополитика. 2015. Серия из 3-х фотографий, цифровая печать, стекло // Yulia Kazas, Geopolitics, 2015, series of 3 photographs, digital print, glass © Triumph gallery

ЕР: То есть у тебя уже были идеи?

ЮК: Больше в качестве экспериментов мысленных. Делала для себя, в стол складывала. С плесенью и геополитикой получилось потому, что минимум затрат, и почему бы не сделать, сидя на кухне и имея компот, который никто не хотел пить.

ЕР: В разговоре ты часто говоришь про геополитику. Есть ли какая-либо основная тема твоего творчества?

ЮК: Взаимоотношение человека с миром. Один на один. Человек же всегда одиночка. У тебя всегда есть определенные мысли и вопросы, которые ты должен решить сам, лично, никто не поможет, ни мама, ни муж, ни еще кто-то. Решая их, разбираясь в чем-то самостоятельно, взрослеешь как-то, мужаешь, что ли, развиваешься, галочку себе ставишь гордо. И в этом помогают нам разные полезные науки. Биология, там. Химия,  физика, медицина,  психиатрия в частности (смеется). Науки,  ребята, это интересно.

ЕР: Твои проекты пересекаются с тем, что делает Валера?

ЮК: Они не пересекаются. Они параллельны ) Концептуализм для Валеры сродни детству, цирку. Вот что-то из говна и палок сделали — да, прикольно получилось, но мы-то будем решать совсем другие, серьезные, фундаментальные задачи о форме, фактуре, цвете. Поэтому совместное вряд ли что-то получится.

ЕР: Просто я вспомнил выставку Валеры в КИСИ пару лет назад «Равновероятность развития и деградации» и подумал, что ее можно вставить цитатой в твой проект.

ЮК: У меня скорее деградация. Это как в анекдоте про блондинку, проценты и динозавра.

ЕР: Круто, давай анекдот.

ЮК: У блондинки спросили, какова вероятность, что выйдя на улицу, она за углом встретит динозавра? Она сказала: 50/50. Как так? Ну, либо встречу, либо нет. Тут у нас тоже не 50/50, вечного ничего не бывает. И творение человеческих рук через века или тысячелетия не факт, что будет функционировать, как задумывалось.

ЕР: А как это вообще, когда два художника в семье?

ЮК: Двойное горе, наверное (смеется). Поначалу Валера как бы сидел сам на лавочке, а потом кто-то тут, занимавший все эти годы совместной жизни лавочку свою, соседнюю, подошел и попросил подвинуться, да еще и равноправное место занять. Но ничего. Привык, смирился (смеется)

12814017_1141881112511793_27182658163123376_n-2

ЕР: Ну, а какие дальнейшие планы, может, есть планы дальнейших проектов?

ЮК: Дааа! Я болтливая, я расскажу. Такой тизер к следующей выставке — паранойя.

ЕР: Все?

ЮК: Это будет тоже про социум, про страх всемирного потопа и ядерной войны, запасы, убежища…

ЕР: Надеюсь, в скором времени увидим еще проекты от тебя. Спасибо.

 

Открытие выставки 4 марта в 19:00, продлится до 24 марта

время работы выставки с 12:00 — 21:00

вход свободный.

КЦСИ Типография адрес: ул. Рашпилевская 106, 3 этаж

тел: +7 988 15 353 15

Author Степан Субботин

More posts by Степан Субботин