Не спрашивай меня, кто я такой, и не проси меня оставаться тем же самым: это удел наших бюрократов и наших полицейских – проверять все ли в порядке с нашими документами.
Мишель Фуко, «Археология знания» (1969)
Центр современного искусства «Типография» представляет групповую выставку «Как исчезнуть полностью и никогда не быть найденной», посвящённую зыбким границам идентичности и объединяющую работы художниц и художников из России, Швейцарии, Франции, Германии и США. Их проекты построены на отсылках к личным и территориальным мифологиям, на проявлении необычных способностей и чувствительности к реальности, инсценировках, игре, цитировании. На выставке будут представлены инсталляции, фотографии, живопись, видео и графика. Также проект станет платформой для дискурсивной программы, включающей в себя перформансы, воркшопы и встречи с художницами и художниками.
Участницы и участники выставки: Татьяна Антошина (Москва — Лоо), Ева Аракчеева (Москва), Алина Десятниченко (Краснодар), Саша Дёмина (Краснодар — Москва), Аркадий Насонов (Москва), Анастасия Потемкина (Москва), Никита Соболев (Москва), Дарья Правда (Санкт-Петербург), Арам Саакян (Кореновск), Жюли Сас (Париж, Франция), Рафаэль Фабр (Париж, Франция), Светлана Холлис (Москва), Дэвид Хорвиц (Лос Анджелес, США), Дельфин Шапюи Шмитц (Базель, Швейцария), Флоранс Юнг (Биль, Швейцария), Slavs and Tatars (Берлин, Германия).
Кураторки: Екатерина Щербакова (Париж, Франция) и Екатерина Щербакова (Москва)
Над выставкой работали:
координация, менеджмент: Елена Ищенко
дизайн: Анна Филатова
монтаж: Евгений Римкевич, Степан Субботин, Максим Логвин
техническое сопровождение: Максим Логвин
пиар и смм-сопровождение: Никита Сокол и Дарья Кучер
Выставка открыта с 8 октября по 28 ноября, 12:00–21:00. Каждый день, кроме понедельника.
C 26 октября вход на выставку возможен только при предъявлении QR-кода (вакцинация от COVID-19, факт перенесения болезни не ранее, чем за полгода до посещения) или ПЦР-тест, сделанный не ранее, чем 72 часа перед посещением.
По субботам и воскресеньям с 16:00 до 19:00 работают медиаторы.
Проект реализован с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры» в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура»:
Мы взаимодействуем с собой и друг с другом, будучи погруженными в пространство многочисленных социальных различий, которые моделируют наше поведение. Выставка «Как исчезнуть полностью и никогда не быть найденной» предлагает покинуть твердую основу парадигмы «человеческого» и, как сформулировал Поль Б. Пресьядо, найти некую свободную энергию, которая позволит жить иначе, измениться, стать другими. Иначе говоря, быть радикально живыми.
Навигацию по выставке задает текст. Он сообщает, что рассказчица выпала за борт корабля посреди открытого моря. Она плывет к воображаемому берегу, а чтобы не уснуть, размышляет о художницах и художниках и об их работах, составляющих выставку. Текст подписан одним именем и фамилией, которую носят две кураторки этого проекта. Слияние двух идентичных бюрократических личностей, оказавшихся в общем поле современного искусства, в одну стало началом для размышления о процессах и частицах творения идентичности. Где заканчиваюсь я, и где начинаешься ты? Можем ли мы действительно говорить о личности, как о факте? Может, точнее говорить о человеке как о процессе текучих внутренних и социо-политических фикций?
«Не спрашивай меня, кто я такой, и не проси меня оставаться тем же самым: это удел наших бюрократов и наших полицейских — проверять все ли в порядке с нашими документами», — пишет философ Мишель Фуко в работе «Археология знания» (1969), на чьи слова ссылается франко-швейцарская художница Дельфин Шапюи Шмитц в своей работе на выставке.
Мы постоянно исчезаем. Мы постоянно остаемся собой. Мы постоянно остаемся другими. Пространство выставки проявляет и обнажает эти скрытые процессы, которые незримо разделяют и соединяют нас.
Екатерина Щербакова
Брошюра к выставке доступна по ссылке
Участницы и участники:
Дельфин Шапюи Шмитц
Становясь одним: другими — Глава 1.1
инсталляция, текст, перформанс, 2021
Перформеры: Илья Борисов, Дарья Кучер, Анна Майорова, Юлия Платонова
Дельфин Шапюи Шмитц пишет. Она пишет на трех языках: французском, немецком и английском. Дельфин — художница и преподавательница в университете Цюриха. Каждый день архив ее текста растет, создавая новые ассоциации. Некоторые его части украдены или подслушаны. Сам источник или автор зачастую неважны: она выбирает элементы из своего текстового архива, создавая коллаж, приобретающий новые смыслы. Точно также Дельфин позволяет своим зрителям и читателям присвоить ее тексты в конкретной ситуации и месте их появления.
С недавнего времени Дельфин работает над исследовательским проектом «Становясь одним: другими». Его цель — создать составной портрет при помощи языка. В августе 2021 года день за днем Дельфин записывала свои наблюдения за прохожими по пути из дома в мастерскую. Ее ежедневный 20-минутный путь на велосипеде стал моментом, когда она ассоциировала себя с кем-то незнакомым и таким другим. Эти заметки сложились в текст, заполняющий физическое пространство. Мы сталкиваемся с ним лицом к лицу и в то же время видим в их отражении себя. Мы становимся ими. Умножаемся умножаем.
Дельфин Шапюи Шмитц
Базель, Швейцария
В своей художественной практике Дельфин Шапюи Шмитц исследует способы осмысления и поэтический потенциал языка (языков) в наше настоящее время. Ее произведения обретают форму перформативных чтений, инсталляционных атмосфер, а также (онлайн) публикаций.
Светлана Холлис
Я вижу миры
Перформанс, живопись, 2021
Светлана Холлис видит чуть больше, чем большинство людей. Она обладает особым типом зрения — синестетическим. Ее взору доступны ауры живых существ. В парах смол хвойных деревьев и при ярком холодном свете, она, словно прорицательница Пифия, долго смотрит на вас. Ее глаза белого цвета. Она молчит. На огромных холстах она изображает вас такими, какими вы не знаете себя сами.
Светлана Холлис
Москва
Художница из Новосибирска, известная экстравагантностью медиумов и тематик. В ее живописных работах гротескные образы соединяются с полуабстрактными цветовыми пятнами, образуя сюжеты, взятые из повседневной жизни нечеловеческих существ. Искусство проникнуто духом свободы и упоения чувственным наслаждением.
Рафаэль Фабр
CNI
цифровое изображение, принт, 2017
Рафаэль Фабр считает, что роль фикции — переносить зрителей в несуществующую вселенную, которая материализуется с помощью многочисленных уловок. Она использует все имеющиеся в еа распоряжении средства, чтобы убедить, что ее мир реален, что он существует и продолжается без зрителей. 7 апреля 2017 года Рафаэль подал документы на выдачу удостоверения личности в мэрию 18-го округа Парижа. Все документы, необходимые для получения ID, были законными и подлинными. Но приложенная к документам фотография представляла собой 3D-модель, сделанную на компьютере с использованием программ для создания спецэффектов в кино и в видеоиграх. Это цифровое изображение, на нем нет реального тела, но оно соответствует официальным запросам: сделано недавно, отвечает критериям кадрирования, света, фона и контрастов. Сегодня Рафаэль продолжает пользоваться этим удостоверением личности. Самый точный и официальный документ, подтверждающий, что Рафаэль существует и что Рафаэль — это Рафаэль, является плодом фикции.
Рафаэль Фабр
Париж, Франция
Фабр изучал кино и концептуальное искусство, а также программирование и 3D. Его работы часто направлены на проверку зрительской силы восприятия и понимания. История и текущие события, какими бы официальными и признанными они ни были, останутся лишь версиями среди прочих событий, а старые утопии находят многочисленные воплощения в антиутопиях, которые создает Фабр.
Арам Саакян
Судный день. Предупреждение Ангела Ребенка
живопись, с 1996 по настоящее время
Арам Ромикович Саакян родился в городе Сисиан в Армении 13 апреля 1971 года. Родился он с родимым пятном в виде шляпки гвоздя на ступне правой ноги в том же месте, где был вбит гвоздь в тело Иисуса Христа. Он рано начал говорить, но к двум с половиной годам потерял речь до того момента, когда с ним не произошел один необъяснимый случай. Когда Араму было 4 года, он был один в доме, в гостиной около печки. Вдруг в дверном проеме он заметил фигуру человека, в странной одежде и с очень страшным лицом. По левую сторону от него на столе стоял магнитофон. Это существо взяло его в руку и положило в левый карман своих штанов. Мальчик очень испугался и выбежал во двор, где находилась его мама с двумя соседскими девочками. Увидев их, он начал кричать о том, что в дом пробрался вор и украл магнитофон. Его мама очень удивилась, что Арам вновь заговорил. Выслушав его, мама с соседскими зашла в дом. Через некоторое время они вышли из дома, и мама сказала сыну, что магнитофон на месте и в доме никого нет. Мама обратила внимание на руки Арама, подушечки его пальцев были обожжены. Она спросила его, что произошло и где он успел обжечь руки. Он ответил, что ничего не трогал и даже не понимает, почему его руки в ожогах.
После этого случая вся семья уехала за 120 километров, в село Айнтап, поближе к столице Армении. В 1995 году уже во сне Арам вновь увидел знакомый силуэт. Теперь он сразу понял, что это было то же самое существо, посетившее его в детстве. Он был черного цвета, очень высокий, с длинными ногами до потолка. В комнате он находился в полусогнутом положении и хотел схватить Арама своими длинными руками. Арам закричал: «Иисус!», и проснулся от собственного крика. Перед ним стоял Ангел-ребенок. Его тело окружал яркий ореол света. Из-за сильного сияния его лицо было особенно четко видно. Ребенку было около полутора лет, у него были очень выразительные и добрые глаза, которые внушали доверие. Он сделал шаг в сторону Арама. Тот выкрикнул: «Мама!». Ангел-ребенок сделал еще один шаг в его сторону. Арам вновь выкрикнул: «Мама!», и только после этого понял, что на самом деле не кричит. После третьего шага Ангела-ребенка в сторону Арама, он снова крикнул: «Мама!», ударив рукой по стене. Ребенок тут же исчез. Арам позвал маму. Она зашла к нему в комнату и выслушала рассказ о том, что он только что увидел. После они вместе прочли молитву. Арам Ромикович Саакян встал на колени в том месте, где стоял ребенок, и дал слово, что донесет до людей ту информацию, которую Бог хочет передать через него. «Через свои картины я пытаюсь донести до людей слово Божье о том, что близится судный день», — говорит он.
Арам Саакян
Кореновск
Родился в 1971 году в Сисиане в Армении. Художник-автодидакт, видящий своей миссией передачу божественных сообщений людям.
Алина Десятниченко
Gloria Mundi
фотография, с 2016 по настоящее время
Уже несколько лет Алина Десятниченко ищет музеи, посвященные музыкантам и эстрадным артистам ушедших эпох. Найти их непросто — о многих не пишут в сети. Она ведет настоящее полевое исследование: едет в знаковые для кумиров прошлых лет города и села, расспрашивает жителей и жительниц. Иногда ей везет, иногда нет. Эти музеи похожи на алтари, хранящие артефакты когда-то недосягаемых и великих. Законсервированные во времени и в своем устройстве, они говорят нам о социальных метаморфозах в стране, о том, что было важным и будоражащим ранее и чем оно стало сейчас.
Музей Игоря Талькова находится в Щекино в школе, где учился музыкант. Экспозицию собирают учителя этой школы, многое было подарено фанатами. Частью музея является кабинет, где проводятся занятия с детьми в память о Талькове. На фотографии Алины — макет памятника, который должны были установить в городе, но в итоге выбрали другой.
Алина Десятниченко
Краснодар
Алина Десятниченко документальный фотограф и художница. В своих персональных проектах обращается к исследованию категории идеального, рассматривая эту тему в различных социальных контекстах.
Никита Соболев
Unknown Identity
цифровое изображение, принт, 2021
Поиск идентичности и сексуальности, который осложняется имперским шовинизмом, одна из основных тем в творчестве Никиты Соболева. Работа Unknown identity — коллаж лиц, сливающихся в шуме неопределенности.
Многие семьи избегают своих корней и отрекаются от этой части идентичности, чтобы стать частью согласованного гомогенного большинства. Никита, будучи квир-художником и имея неславянские черты лица, тоже ощутил на себе культурно-бытовые стигмы, навязываемые государством. Не имея разработанных социальных инструментов для сопротивления, художник использует семиотику в качестве такого инструмента. Так, глитчевый жест «встряхивания головой» в работе Unknown identity как будто пытается этим движением смахнуть любую завершенность и лишить зрителя возможности определять, кто перед ним.
Никита Соболев
Москва
Никита Соболев — мультидисциплинарный художник, работающий в рамках цифрового искусства. Его главный объект исследования посвящен вопросам сексуальности и идентичности, который смещен от акторного к бессознательному коллективному образу. Бытовая ксенофобия, накладывающая штампы на любое внешнее проявление черт лица, существующие гендерные роли поведения, которые регулируются через государственные механизмы насилия, укореняются в сознании общества как единая верная модель поведения — отражение этой парадигмы стало для Никиты вектором для работ в цифровом искусстве. Однако его работы не призваны продемонстрировать травму, а скорее являются инструментом праздненства вопреки. Его собирательные образы в каждой работе являются бессознательной коллекцией различных социальных атрибутов, которые он старается сделать видимыми.
В своих работах он использует различные медиа, включая иллюстрации, видео, 3D и фотографию, чтобы исследовать систему современных атрибутов, составляющих идентичность, и подчеркивать ее пластичность и гибкость.
Аркадий Насонов
Из архивов Небесной бюрократии. Бланки для писем
шелкография рисунков начала 1990-х гг., 2017
Почти 30 лет назад — далекий 1992 год, когда Россия еще не образовалась, а СССР только закончил свое существование, когда общественные нормы и социокультурные координаты, казавшиеся незыблемыми, перестали работать — появилась «Облачная Комиссия», Комиссия Аркадия Насонова или «ОК». Это организация, которая никого не организовывала, но сформировала особый стиль жизни и мировоззрение. Название группы «Облачная комиссия» заимствовано у реальной организации, занимающейся изучением облаков. Формально у ОК множество участников со сложной и запутанной системой внутренней бюрократии («Облачная комиссия представляет», «Облачная комиссия предупреждает», «Облачная комиссия рекомендует»). Система выстраивалась стремительно, образуя снежным ком. Аркадий Насонов развернул активную канцелярскую работу, разработал всю необходимую атрибутику «серьезной» организации: членские билеты, разного предназначения бланки, печать, логотип. Бланки ксерокопировались и выдавались новым членам группы вместе с документами и книгой «Определитель Облачных форм». Имена Комиссаров были закодированы и разобраться в системе пересечений было непросто. Постепенно «Облачная Комиссия» наводнила мастерские московских художников своими бланками («Облачная Комиссия запугивает» или «Облачная Комиссия дает добро» и др.)
Методологически ОК построена на размытии идентичности. Когда автор исчезает за коллективным телом организации, которая сама размыта и меняет форму как облако. Но это облако склонно скорее молчать о себе, нежели сообщать какие-то захватывающие подробности, приобретая в некотором смысле фантомный, надличностный характер, каждый раз сплетая коллективные самочувствия с самочувствиями индивидуальными в один узор. Парадоксально, но именно незаметность ОК — одно из ее важнейших достижений.
Спустя более четверти века Аркадий Насонов собрал по закромам остатки архива. Документация представлена художником посредством нового медиума: шелкографической компиляция бланков «Облачной Комиссии», созданных в 1991–1992 годах специально для переписки между Облачными Комиссарами. В лабиринтах памяти происходят незначительные смещения на уровне орфографии, подмены знака, компиляции текста. И сквозь поверхность потока советского бессознательного начинает просвечивать глубинное понимание предмета.
Аркадий Насонов
Москва
Художник, представитель психоделического реализма и один из основателей группы «Облачная комиссия» (1991 год). «Облачная комиссия» занималась Наблюдением и Регистрацией через живопись, графику, акции и перформансы. C 2002 года член группы «Инспекция “Медицинская герменевтика”».
Жюли Сас
Альфа репрезентация жизни Патрика В.
инсталляция, 2020-2021
Патрик В. — личность, а также персонаж романа художницы и писательницы Жюли Сас, который находится в процессе написания. Он работает дизайнером компьютерной графики на круглосуточном телевизионном новостном канале и проводит свое так называемое «свободное» время за изготовлением карнавальных костюмов. История этого персонажа материализуется в работе «Альфа репрезентация жизни Патрика В.», состоящей из зависших на фоне хромакея костюма и маски, надетой на голову из папье-маше.
На костюме, сшитом по найденной в интернете выкройке, повторяется графичный мотив. Слово выкройка во французском звучит так же, как начальник или хозяин, — patron. Элементы одежды можно рассматривать и как карнавальный костюм, и как образ, отсылающий к доминирующей власти.
Маска принадлежит двум фигурам популярной культуры, которые снова приобрели актуальность — чумному доктору и Джокеру. После выхода в 2019 году фильма Тодда Филлипса Джокер, который привычно считался «плохим парнем» в вымышленной вселенной Бэтмена, стал новым символом народных демонстраций по всему миру — недооцененной личностью, подавляемой системой. Фигура чумного доктора появилась в Европе в XVII веке, когда некоторые врачи носили маски в виде длинного изогнутого белого клюва, наполненного ароматическими травами, чтобы защититься от заражения. Угрожающая и мрачная фигура одновременно является олицетворением добродетели.
Голова, на которую надета маска, сделана из папье-маше из фальшивой газетной статьи New York Times, содержание которой было автоматически сгенерировано в интернете. Текст статьи — это внятное, но бессмысленное размышление о геополитике и мировой экономике.
Жюли Сас
Париж, Франция
Сас — художница и писательница. Жюли работает с символами современной культуры как с текстом, создавая концептуальные ситуации для прочтения, зрители и зрительнцы активируют ее произведения.
Татьяна Антошина
Вуайеризм Алисы Гай
рисунок, скульптура, 2001-2021
Стартом для проекта «Вуайеризм Алисы Гай» стали несколько источников: серия фотографий «Музей Женщины», снятый по сюжетам классических произведений живописи, где мужчины и женщины поменялись ролями. Другая точка — роман Кобо Абе «Человек-ящик», в котором главный герой живет в картонной коробке, наблюдая за людьми из прорезанного окошка. А те, за кем он наблюдает, хотели бы поменяться с ним местами… А также теория вуайеризма: нарушение персонального пространства женщины, крайняя степень мужского цинизма, male gaze. А что если примерить маску вуайеристки на себя?
История началась в середине прошлого века. Алиса Абрамовна Гай, преподаватель института кинематографии, незаметно для себя стала вуайеристкой. Однажды в руки героини попадает дневник незнакомой девушки. Алиса припоминает подлинные истории студентов, рассказанные на одном из учебных занятий. Наблюдения за молодыми людьми возбуждают воображение одинокой женщины, толкают ее к пристальному вниманию, а затем и подглядыванию. Отсутствие событий личной жизни Алиса компенсирует вуайеризмом. Мир наблюдений, фантазий и снов оказался значительно богаче реальностей жизни. Стремясь как можно полнее материализовать свой ирреальный придуманный мир, она в течение одного лета (предположительно 1957) создает серию карандашных рисунков и скульптур. Скульптуры остаются незаконченными, так как Алиса внезапно эмигрирует в Америку…
Однажды Татьяне Антошиной написала художница из Лондона и сказала, что Элис Гай — ее бабушка! И была она не вуайеристкой, а первой женщиной-оператором кино, и работала на студии «Люмьер» в Париже. Придуманная история нашла реальное продолжение, предвкушая вопрос личных границ и границ идентичности, самоощущения и самоопределения.
Татьяна Антошина
Москва — Лоо
Художница, кандидат искусствоведения. Работает в различных медиа, большинство её работ включают перформативную составляющую. В своих проектах она часто обращается к теме гендера и формирования идентичности.
Ева Аракчеева
из серии «Погасшая радуга»
живопись, 2020
Пестрое, многоцветное оперение птиц блестит и тогда, когда его никто не видит, их пение раздается и тогда, когда его никто не слышит
Георг Гегель
Ева Аракчеева через свои пейзажи и натюрморты внимательно смотрит на вещи, отделяет их от окружающей действительности, чтобы достичь изменения восприятия. Переосмыслить, изучить оптические иллюзии, погрузить в иррациональный мир, где привычное нелогично синтезируется и образуется портал в совершенно другой мир — глитча, абсурда и отсутствия времени. Ева Аракчеева столкнулась с реальностью, которая подобно всадникам апокалипсиса, ежесекундно настигает человечество. Агрессивные вызовы заставляют биться в конвульсивных поисках ответов на так называемые «важные» вопросы. Информационный шум, бесчисленные страхи и социальный пресс давят на радугу — ветхозаветный символ надежды. И он гаснет в глазах смотрящего, заставляет бежать прочь. «Погасшая радуга» — метафизический мир тишины, покоя и медитативной сосредоточенности, который встречает уставшего путника, сбившего ноги в поисках самого себя. Где мир перестает казаться суровым, а наоборот вселяет надежду и освещает дорогу. Затмение перестает символизировать сокрытие света, контрастом вырисовывая яркое сияние. Оно разгоняет тьму и вселяет силы на продолжение пути к себе.
Без темноты нет света.
Дорога сама подскажет, куда ставить ногу
Ева Аракчеева
Москва
Художница разрабатывает собственное направление «дереализм» — реализм, где привычные облики приобретают новые неожиданные смыслы. Ее творчество сочетает реалистичную по форме живопись и концептуализм, синтезируя противоречивые образы, текст, аллюзии и зашифрованные смыслы.
Дарья Правда
Сквозь зеркало
инсталляция, партиципаторный перформанс, 2021
Дарья Правда дает возможность проявиться другим персонам. Среди них — пророчица Агафья, создательница кружка «шароверов» Вера Павлова, основательница тайного сообщества «Торус» Елизавета Дмитриевна Прибыткова. Деятельность этих женщин с необычными способностями и интересами материализуется в их кабинетах, залах собраний и ритуалах, которые создает художница. Поиск Дарьи направлен глубоко внутрь. Именно там для нее находится то, к чему мы все принадлежим. Созданный ею зеркальный коридор становится каналом для соединения с этим пространством.
Жак Лакан писал, что усвоение своего зрительного образа является первичной стадией формирования символической матрицы «Я», которое после будет объективировано в процессе взаимодействия с другим. Дарья Правда предлагает вернуться в этот момент. Когда мы смотрим в зеркало, чтобы узнать себя, мы понимаем, что видим лишь отражение. Наше внимание обращается на наблюдателя, но он тотчас становится объектом наблюдения, снова проявляя того, кто смотрит. Коридор отражений также указывает на множественность контуров Я, флюидность идентичности, а главное на его пустотность и иллюзорность. Неслучайно при входе в джайнистские и некоторые индуистские храмы располагаются два направленные друг на друга зеркала. Они призваны очистить входящего от иллюзии собственно Я. Покинуть замкнутое само на себя зеркальное пространство возможно только разотождествившись с процессом отражения.
Дарья Правда
Санкт-Петербург
Творческий метод Дарьи Правды является синтезом литературы и визуального искусства. Она сочиняет истории, которые принимают вид инсталляций, фотографий, перформансов. Все работы, включенные в проекты, создаются от имени персонажей, инсталляции воссоздают места действия сюжетов. Художница исследует явление квазирелигиозности, механизмы когнитивных процессов и восприятия.
Slavs and Tatars
Горы от ума
инсталляция, текст, 2009
Slavs and Tatars говорят о многогранности языков и идентичностей народов, живущих на линии разлома Евразии — на Кавказе. Общее советское и имперское прошлое оставило специфический след на восприятии и формировании идентичностей этих настолько разных людей. Попав в центр внимания большинства, меньшинства становятся все менее различимы друг от друга. Различия умалчиваются, сложность и многосоставность заменяются так называемым «общим смыслом».
«Горе от ума» — знаменитая пьеса драматурга и писателя Александра Грибоедова, который также был дипломатом и представителем Российской Империи на Кавказе. Slavs and Tatars меняют букву «е» в оригинальном названии пьесы на «ы», специфическую букву русского алфавита, превращая его в «Горы от ума». Урбанистический посыл оригинальной пьесы оказывается помещен в горскую обстановку Кавказа, столь же образную и подходящую самому Грибоедову, в жизни и смерти которого она сыграла важную роль.
Транслитеративное поддразнивание
Лекция состоялась 5 ноября 2021 года онлайн
В лекции-перформансе группа Slavs and Tatars, которая в своей художественной практике часто обращается к языкам, исследует транслитерацию — передачу знаков одной письменности знаками другой письменности, её потенциал для исследования идентичности, религии, колониальных и деколониальных стратегий. В центре лекции — тюркские языки, территориям употребления которых простирается от Китая и бассейна реки Колыма на северо-востоке до побережья средиземного моря на юго-западе.
Slavs and Tatars (Славяне и Татары)
Берлин, Германия
Группа, основанная на полемике и близких отношениях, чьи работы посвящены территории к востоку от бывшей Берлинской стены и к западу от Великой китайской стены, известной как Евразия. Практика коллектива основана на трех направлениях деятельности: выставки, книги и лекции-выступления.
Дэвид Хорвиц
Исчезновение из Винсхотена
перформанс, инсталляция, документация, 2012
9 ноября 2022 года, ближе к вечеру, я обнаружила в своем почтовом ящике небольшую брошюру. Она называлась «Исчезновение из Винсхотена», автором был указан Дэвид Хорвиц. Мы никогда не встречались с ним. Вот что было написано на обложке издания:
«В 2012 году меня попросили принять участие в выставке в Голландии, посвященной голландскому художнику Басу Яну Адеру. Я должен был приехать на месяц в городок Винсхотен и поработать для выставки. Город находился в нескольких минутах езды на велосипеде от небольшой деревни, где отец Адера был священником. Пробыв в Голландии около недели, я был раздосадован кураторами. Благодаря этому чувству я понял, какую работу я хочу сделать на выставку. Я должен был исчезнуть из Винсхотена. Не для того, чтобы романтизировать исчезновение Адера в море, а для того, чтобы исчезнуть из ситуации, в которой я не хотел оказываться. Очевидно, я не собирался рассказывать им об этом. Итак, однажды утром я уехал. Я ушел, как будто собирался в кофейню, чтобы поработать на компьютере. У меня был ноутбук, небольшая сумма денег в кармане, фотоаппарат и паспорт. На мне была легкая куртка, с собой — блокнот и книга, которую я читал. В моей комнате был кошелек с деньгами, а также все мои кредитные и библиотечные карты и различные удостоверения личности. Я оставил стопку книг, остальную одежду и чемодан. Я оставил еду, несколько блокнотов, акварель, чехол для ноутбука, фотокопии и квитанции, а также все свои туалетные принадлежности. Я оставил зарядное устройство для телефона, ноутбука и камеры. Затем я сел на поезд и уехал из Винсхотена. До открытия выставки оставалось еще две-три недели, а сама она длилась примерно месяц. С того дня и до закрытия выставки я не заходил в социальные сети. Никто не должен был знать, что со мной случилось. В последний день выставки я зашел в сеть и рассказал кураторам о своей работе».
Дэвид Хорвиц
Лос-Анджелес, Калифорния
Игривые и поэтичные работы Дэвида Хорвица, океанского романтика из Калифорнии вмешиваются в системы языка, времени и сетей — в динамичные звонки Zoom, электронные письма и изображения, передаваемые через экраны. Он использует искусство и как объект созерцания, и как вирусный или системный инструмент для достижения изменений в личном масштабе: Хорвиц создает вымыслы, которые тайком превращаются в реальность.
Флоранс Юнг
Jung63 и Jung70
ситуация, 2018
фильм, 2020
Про Флоранс Юнг можно прочитать и услышать много противоречивых историй. Она родилась в 1986 в регионе Альзас-Лорен во Франции. Но возможно, она появилась на свет в 1982 году в швейцарском Биле. Вы совершенно точно никогда не увидите ее лица. Хотя, возможно, вы уже видели ее, но не знаете, что это была она. Она художница, но официальных фотографий ее работ вы не найдете ни в сети, ни в каталогах и журналах. Кто-то сказал, что однажды она наняла двух людей на противоположных концах Земли жить одной и той же жизнью.
Чтобы увидеть работу Флоранс Юнг Jung63, нужно было спросить Мишу в салоне «Красота».
Jung70 — это фильм. Действие происходит на домашней новогодней вечеринке с 2019 на 2020 год. Один из обитателей дома осторожно снимает на телефон человека по имени Лука Брюлхарт или Лукас Брюльхард (написание неизвестно), который прибыл туда шесть лет назад, не зная никого. Он провел там одну ночь. Потом вторую и последующие. Жители дома привыкли к его безмолвному присутствию, даже не поняв, что он все еще здесь. Он все еще там. Фильм не может быть показан публично из-за отсутствия разрешения на показ от его главного героя.
Для информации о работе Флоранс Юнг Jung70, нужно было обратиться к администраторкам или медиаторкам «Типографии».
Флоранс Юнг
Цюрих, Швейцария
Флоранс Юнг конфигурирует сценарии, предполагаемые события и пространства двусмысленности. Ее практика исследует наши современные тревоги, наше отношение к неопределенности и повествовательный потенциал подозрения.
Саша Демина
Покой
инсталляция, перформанс, 2021
Саша Демина родилась в большом городе, где люди стирают свои культурные идентичности ради космополитической согласованности. С детства она рисовала орнаменты, а в чуть более старшем возрасте попробовала ткать. Ее мама тоже училась этому в молодости, и Саша, не зная этого, чувствовала тягу к ткаческому ремеслу.
Ей всегда не хватало понимания, кто она. Ребенком, как ей казалось, она сильно отличалась внешне от своих сверстников. Бабушка и дедушка показывали ей игрушки из дерева и старинные украшения. Чем старше становилась Саша, тем большее ей показывалось и открывалось. В подростковом возрасте она ощутила сильную тягу к кочевничеству. Однажды зимой на своё девятнадцатилетие Саша поехала путешествовать одна по России, доверяя своим чувствам, миру и желанию найти свой настоящий дом. По ее словам, это путешествие продолжается до сих пор.
Несколько месяцев назад, в экспедиции, Саша познакомилась с коми-иженцами в Ловозере в Мурманской области. Их общение было очень теплым, местные говорили Саше, что она похожа на них. Совсем недавно, в один из вечеров бабушка призналась Саше, что её фамилия принадлежит к народу Коми. Бабушка показала Саше старые фото из деревни. Люди на этих фото выглядели, как она, и ей очень захотелось попасть туда. Но села Сакулята, откуда ведет род ее семья, уже не существует. Его можно только создать во вневременном пространстве. Саша строит дом из материй, найденных на «кладбище деревьев» в Краснодаре — сегодня там водохранилище, а больше века назад была деревня. Экосистема места нарушена: вода размывает почву и деревья на берегах водохранилища гибнут. Они оживают в черной почве, формируя фантомное тело несуществующего дома, как точки отсчета и силы.
Саша Демина
Краснодар — Москва
Саша изучала анимацию и монтаж и закончила Краснодарский институт современного искусства. В своих работах она часто обращается к различных архаичных медиумам, присущим малым колонизированным народностям востока и севера России. Среди её основных техник — графика и ткачество.
Анастасия Потёмкина
Несколько слов о вежливости
инсталляция: рисунки акварелью, фотографии, видео, 2014
На небольших рисунках акварелью изображены оголенные части тел. На этих участках, обычно скрытых одеждой, находятся синяки. Они разного цвета, формы, интенсивности. Синяки, о которых говорит Анастасия Потемкина, необязательно являются следом от физического удара. Мы все так или иначе покрыты синяками, полученными в процессе взаимодействия с повседневностью и архитектурой. Синяк — это что-то неловкое или неэстетичное, что прячется под одеждой. Со временем он должен пройти. Но есть и множество невидимых синяков, которые не пройдут никогда.
Анастасия Потемкина
Москва
Анастасия Потемкина интересуется способами разрушения естественного хода природы и репрессивности ежедневной рутины с помощью простых ежедневных ритуалов. Она показывает, как человеческое поведение, основанное на страхах и комплексах, навязывается кодами патриархальной и массовой культур. Работы Потемкиной отличаются поиском позитивного высказывания — предложением альтернативных решений и взглядов на рассматриваемые проблемы.
Неизвестная художница
Без названия
инсталляция, 2021
Работа создаёт своеобразный разрыв и соединяет выставку с другими пространствами, как литературными (выставка как автофишн — описание собственной жизни как вымысла, как истории), так и физическими. Она всегда про присутствие живого времени, но и про отсутствующий субъект.
Одна из кураторок перемещает мета-произведение из одной своей выставки в другую. В ее последнем воплощении она являлась приветом художнику Яну Вилсону, недавно ушедшему, и всю свою жизнь создававшему нематериальные произведения, которые никогда не были задокументированы. Ян говорил, что любит ходить налегке.
Прошедшие события:
5 ноября, 19:00
Лекция (онлайн)
Slavs and Tatars. Транслитеративное поддразнивание
В лекции-перформансе группа Slavs and Tatars, которая в своей художественной практике часто обращается к языкам, исследует транслитерацию — передачу знаков одной письменности знаками другой письменности, её потенциал для исследования идентичности, религии, колониальных и деколониальных стратегий. В центре лекции — тюркские языки, территориям употребления которых простирается от Китая и бассейна реки Колыма на северо-востоке до побережья средиземного моря на юго-западе.
Slavs and Tatars — группа, основанная на полемике и близких отношениях, чьи работы посвящены территории к востоку от бывшей Берлинской стены и к западу от Великой китайской стены, известной как Евразия. Практика коллектива основана на трех направлениях деятельности: выставки, книги и лекции-выступления. Участники группы живут и работают в Берлине.
Лекция и участие группы Slavas and Tatars стали возможны благодаря поддержке Гёте-Института.
Slavs and Tatars. Горе от ума. 2017 // Вид инсталляции на выставке «Как исчезнуть полностью и никогда не быть найденной» // Фото: Артём Поляков
7 октября, 20:00
Перформанс, живопись
Светлана Холлис. Я вижу миры
Обладательница особого типа зрения — синестетического, художница изобразит ауры гостей открытия на живописном полотне, которое станет частью экспозиции.
Количество мест ограничено, вход строго по приглашениям.
Художница из Новосибирска, известная экстравагантностью медиумов и тематик. В ее живописных работах гротескные образы соединяются с полуабстрактными цветовыми пятнами, образуя сюжеты, взятые из повседневной жизни нечеловеческих существ. Искусство проникнуто духом свободы и упоения чувственным наслаждением. Живёт в Москве.
8 октября, 19:00
Партиципаторный перформанс
Дарья Правда. Сквозь зеркало
Участницы и участники перформанса познакомятся с авторской методикой концентрации внимания и работы с процессом мышления, которая является частью проекта «Сквозь зеркало», представленного на выставке. Во время перформанса будет необходимо отключить мобильные телефоны и уделить час времени молчанию и наблюдению за процессом рефлексии.
Творческий метод Дарьи Правды является синтезом литературы и визуального искусства. Она сочиняет истории, которые принимают вид инсталляций, фотографий, перформансов. Все работы, включенные в проекты, создаются от имени персонажей, инсталляции воссоздают места действия сюжетов. Художница исследует явление квазирелигиозности, механизмы когнитивных процессов и восприятия. Живёт в Санкт-Петербурге.
23 октября, 15:00
20 ноября, 15:00
Перформанс
Дельфин Шапюи Шмитц. Становясь одним: другие — Глава 1.1
Текстуальная работа художницы становится ситуацией для присвоения и интерпретации перформерками и перформерами. Ситуация является открытой для всех желающих выразить себя.
В перформансе участвуют: Илья Борисов, Дарья Кучер, Анна Майорова, Юлия Платонова.
В своей художественной практике Дельфин Шапюи Шмитц исследует способы осмысления и поэтический потенциал языка (языков) в наше настоящее время. Ее произведения обретают форму перформативных чтений, инсталляционных атмосфер, а также (онлайн) публикаций. Живёт в Базеле, Швейцария.
10 октября, 14:00
Воркшоп
Татьяна Антошина. Портрет лица
Медитативная практика на основе курса творческого развития, разрабатываемого художницей. Участницам и участникам будет предложен ряд ментальных упражнений и практика рисунка.
Художница, кандидат искусствоведения. Работает в различных медиа, большинство её работ включают перформативную составляющую. В своих проектах она часто обращается к теме гендера и формирования идентичности. Живёт в Москве и Лоо (Краснодарский край).
16 октября, 15:00
Музыкальная импровизация
Саша Демина
Коллективное акустическое действо в темноте. Художница активирует пространство выставки музыкальной импровизацией. Участницы и участники приглашаются присоединиться к ней в комфортном для себя формате: с музыкальным инструментом, голосом или внутренним голосом.
Саша Дёмина изучала анимацию и монтаж и закончила Краснодарский институт современного искусства. В своих работах она часто обращается к различных архаичных медиумам, присущим малым колонизированным народностям востока и севера России. Среди её основных техник — графика и ткачество. Живёт в Краснодаре и Москве.
Екатерина Щербакова
Родилась в Новороссийске. Живёт в Париже, где ведёт курс «Разучиться кураторству» в Университете Париж 8. Курировала выставки в Центре искусства в Сан-Фоне, в Центре современного искусства Парк Сан Лежэ, в Музее современного искусства Эстонии в Таллине, в рамках Венецианской биеннале.
Екатерина Щербакова
Родилась в Брянской области. Живёт в Москве. Исполнительный директор Laboratoria Art&Science Foundation. Исследовательница и культуролог, кураторка, специалист по управлению в сфере культуры, соавтор пилотного издательского проекта «Путеводитель по науке в Москве».