В ЦСИ «Типография» с 3 по 30 сентября пройдет Garage Screen Film Festival – ежегодный фестиваль кинопрограммы Музея современного искусства «Гараж».
В этом году программа посвящена этике и политике инклюзии — практике, играющей важнейшую роль в работе Музея.
На фестивале будут показаны как новые фильмы, так и картины, ставшие классикой. Независимая документальная лента «Париж горит» Дженни Ливингстон аутентично репрезентирует квир-сообщество и культуру вогинга в Нью-Йорке 1980-х. Документальная драма «Море в огне» Джанфранко Рози освещает современный мигрантский кризис на примере итальянского острова Лампедуза. Номинированный на премию «Оскар» «Звук металла» Дариуса Мардера рассказывает историю музыканта, теряющего слух, а сербский «Оазис» Ивана Икича — универсальная любовная трагедия, которая разворачивается в интернате для подростков с ментальными и физическими особенностями.
Отобранные фильмы рассказывают об исключенных сообществах — людях с миграционным опытом, ЛГБТК+, людях с инвалидностью. И здесь крайне важно, что эта репрезентация учитывает опыт и оптику самих героев — конкретных людей, чьи отличия, отнюдь не исчерпывающиеся принадлежностью к той или иной социальной группе, говорят лишь о том, что в мире в принципе нет и не может быть ничего одинакового. Чутко прислушиваясь к их голосу, деликатно руководствуясь их субъектностью, приглашая их в соавторы, режиссеры выстраивают диалог с Другим, которым, в сущности, является каждый из нас.
Помимо Краснодара, Garage Screen Film Festival проходит в других городах России и СНГ, например в Центре современной культуры «Смена» в Казани, Центре современной культуры «Рельсы» в Твери в Центре современного искусства в Ташкенте, в Алма-Ате при поддержке Центра современного искусства «Целинный».
Важным событием публичной программы, направленной на объединение и развитие локального киносообщества, станет воркшоп Максима Селезнёва, кинокритика, редактора сайта «Искусство кино», видеоэссеиста, куратора кинопрограмм. В рамках воркшопа Максим поделится опытом работы в качестве автора и редактора, расскажет о современных жанрах и практиках кинописьма, предложит список литературы и видеоматералов, полезных для выработки критического вокабуляра, познакомит участников с жанром видеографических эссе. Воркшоп имеет практическую направленность — к концу фестиваля участники рабочей группы представят материалы о фильмах программы GSFF.
Участники и участницы воркшопа:
Николенко Любовь, Ермаков Михаил, Назаретян Петр, Уколова Татьяна, Володина Мария, Щербинина Ольга, Феленкова Дарья, Мкртчян Сюзан, Юрий Слинько, Гурова Ульяна, Краморев Аркадий, Балабанов Владислав, Рафикова Зарета, Косачёва Ольга, Шешнева Анастасия, Дубровина Вероника.
Воркшоп пройдет 11 сентября 12:00-15:00 в библиотеке ЦСИ «Типография».
В XXI веке, когда интернет-комментарии стали частью повседневности говорить о профессии кинокритика будто слегка неловко, тавтологично — каждый сам себе кинообозреватель. Института экспертности практически не существует, а потому остаётся упорствовать в самом очевидном и наивном из определений: кинокритика — это ремесло зрителя. Кинокритик определяется не эрудицией, насмотренностью или литературными навыками (хотя все названное никому не повредит), но прежде всего пристрастным взглядом, одновременно влюблённым и способным отстраниться от предмета любви. Умением видеть. «Видеть» – обязательно активная позиция, разновидность именно ремесленного процесса (зритель-критик не создает, но «проявляет» изображение на экране). Режиссеры французской новой волны говорили, что для них работа в Cahiers du Cinéma была способом снимать кино до того, как им в руки попала камера. Что ж, для убеждённого кинокритика, не ждущего перемены участи, письмо о кинематографе — это дополнительный способ смотреть фильмы. Когда слова и фразы складываются в форму наблюдающего глаза.
Максим Селезнёв