Центр современного искусства «Типография» с радостью представляет первую большую персональную выставку фотографа и художницы из Краснодара Алины Десятниченко «Есть город золотой».
Взяв в качестве называния заголовок знаменитой песни Бориса Гребенщикова, которая звучит в нескольких перестроечных фильмах, включая знаменитую «Ассу», Алина создаёт тотальную инсталляцию о мечте и ожидании чуда, о метрополии и периферии, о зыбкости коллективной истории и зыбкости самой реальности, о власти образов и, конечно, о фотографии. О ней, наверно, даже в первую очередь.
Куратор: Елена Ищенко
Выставка открыта с 1 по 19 мая.
Вход на выставку — 150 рублей.
Для держателей карт «Котик», студентов и школьников — 100 рублей.
Для держателей карт «Друг» и «Ценитель», волонтёров и профессионалов (художников, кураторов) — бесплатно.
Бесплатный день посещения — 19 мая.
Алина Десятниченко — художник и документальный фотограф, чьи репортажи можно видеть на страницах ведущих российских СМИ — «Медуза», «Такие дела», «Афиша Daily», журнал «Русский репортер», РБК, «Юга.ру», «Новая газета» и многие другие. Персональные выставки Алины прошли в Центре современного искусства «Заря» во Владивостоке и в Фотографическом музее «Дом Метенкова» в Екатеринбурге. Стала одной из победительниц конкурса «Суперобложка». В своих художественных проектах Алина также использует фотографию и видео для исследования закрытых сообществ, городских пространств и мечты.
В центре инсталляции — накрытый стол, в колонках — рассказы о продуктах, которые когда-то были объектом мечты. Напротив — видео, где сменяющие друг друга лица поздравляют с наступающим Новым годом на фоне неизменной Кремлёвской стены. Телевизор до сих пор является инструментом централизации, распределяя информационную повестку от центра к регионам. Над пустым прилавком — портретные снимки продуктов: колбаса «Московская», водка «Столичная», сервелат «Кремлёвский», холодец «Рублёвский» и так далее, купленные в сетевых магазинах Краснодара и часто сделанные далеко от Москвы и Московской области. Обычные продукты снова отсылают к идее о прогрессивности центра и отсталости периферии. Ещё на одной стене — почти рекламный коллаж с изображениями продуктов из книг «О вкусной и здоровой пище», которые так хорошо выглядели в книге, но не всегда были на полках магазинов. Завершает инсталляцию видео, на котором гости вернисажа этой же выставки становятся героями то ли праздничного застолья, то ли художественной инсталляции. Круг замыкается.
Эта инсталляция работает в разрывах и несостыковках. Кем являются посетители выставки — участниками застолья или зрителями, пришедшими в центр современного искусства? Этот растянувшийся на 20 метров пустой прилавок — что он значит на выставке? Что он значил во времена очередей и дефицита? Были ли колбаса «Московская» когда-нибудь вкусной? Или вкусной её делала нехватка? Или вкусной её делает уже сейчас наше воспоминание о бутерброде с колбасой как о награде после долгих часов в очереди? Были ли вообще эти «колбасные поезда»? Или они проявляются как ложные воспоминания нашей сложной коллективной истории? К чему отсылают эти фотографии продуктов? С чёткой фронтальной композицией на белом фоне они напоминают и о временах командной экономики и книг о вкусной и здоровой пище, и о портретах Томаса Руффа, и о символе эпохи потребления — холстах Энди Уорхолла с изображением супа Campbell’s.
Эта инсталляция пространство зыбкое и гиперреальное, в том смысле, что здесь нет ни одного конкретного образа, а за каждым изображением скрывается вереница значений. Алине удаётся создать это пространство из фотографий и фотоколлажей. Реальный ли это снимок, постановочный или вовсе созданный в «Фотошопе»? В контексте документальной фотографии этот вопрос больше не имеет значения — как и для самой реальности.
Самым простым ориентиром в этом зыбком мире отсутствия чётких значений становится мечта — о лучшей, более счастливой и комфортной жизни . Мечта, воплощённая для кого-то в товарах, для кого-то — в месте жительства; мечта, которой, в общем, никогда не суждено сбыться, навсегда оставаясь смутным объектом желания, скрывающимся за сменяющими друг друга картинками-симулякрами.
События в рамках выставки:
17 мая, 19:00
«С Востока»
Режиссёр Шанталь Акерман, 1993
В рамках выставки состоится показ фильма Шанталь Акерман «С Востока» — документального путешествия в уже распавшуюся страну. Холодные улицы, бедные жилища, вечные мерзнущие очереди. Развал Союза – уже свершившийся факт, но перемены с этим пространством и этими людьми живут еще в ожиданиях.
«С востока» — тот случай, когда произведение получается ещё тоньше и сложнее, чем изначально намеревался режиссер. Для Акерман эти бесконечные очереди из людей во мраке напоминали о личной незаживающей ране — концлагерном опыте её матери, вспоминавшей о постоянных столпотворениях в тех местах, которые невозможно изобразить в кино. Как известно, «С востока» всегда показывают без субтитров, не переводя те редкие фразы, которые произносят, глядя прямо в камеру, все эти люди. Я же всегда ловлю с жадностью их речь, стараясь расслышать каждое слово. «Сними меня!». «Зачем вы снимаете, это что интересно?». «Какая программа, через час что ли?». «Что снимаем?». «Может улыбаться надо, нет?». «***, снимай быстрее и проезжай, ***, ***». «А чего снимать? Надо спрашивать! А мы ответим чего надо». «Я участник войны, инвалид второй группы, целый час не могу уехать». Они обращаются прямо в камеру — к нам в сегодня. Это огромный диапазон самых разных чувств и эмоций — растерянность, смущение, стыд, наивность, беззащитность — превращает толпу из абстрактных молчаливых свидетелей Истории, на глазах у которых рушится империя, пока они ждут общественного транспорта, — в каких-то очень понятных, узнаваемых людей, каждым из которых мог бы оказаться и я, если бы родился чуть раньше. (Борис Нелепо, кинокритик).
Вход бесплатный