Пьеро Манцони – один из самых скандальных художников рубежа 1950-1960 годов. Манцони был последователем и пересмешником Кляйна. Пьеро — юрист по образованию, начал заниматься искусством, когда ему исполнилось 23 года, но уже в возрасте 29-ти лет он умирает от инфаркта миокарда. К этому времени Манцони уже вошел в историю мирового искусства, как ярый критик глобализма, мощный концептуальный художник и экспериментатор.
Пьеро Манцони родился в аристократической семье в городке Сончино (Луго ди Романья, окрестности Кремона). Он вырос в Милане, где закончил школу, а затем поступил на юридический факультет католического университета Sacro Cuore di Milano. Что интересно, Манцони – художник-самоучка, и это, скорее всего, объясняет его, мягко говоря, неординарный подход к работе. Манцони — один из художников ArtePovera (термин ArtePoveraв 1967 году был обозначен куратором и искусствоведом Джермано Челантом).
Arte Povera это так называемое «Бедное искусство»— течение, объединившее итальянских художников второй половины 1960—1970-х годов. Для послевоенного итальянского искусства были характерны инсталляции и объекты, выполненные из недорогих, обиходных и совершенно незамысловатых материалов – веревок, камней, осколков стекла и металла и пр.
Arte Povera одним своим названием указывают на свой протестный, антикапиталистический выбор.
Можно сказать, что художники ArtePoveraвизуализировали диалог между индустрией и природностью. Одной из задач ArtePoveraбыло освобождение творчества от ограничений, которые навязывали традиционные формы искусства. Движение ArtePoveraнаходилось в противостоянии, и во многом критиковало минимализм (художники минимализма так же работали с индустриальным материалом). По мнению художников ArtePovera, минималисты занимались лишь аспектами формы, не затрагивая политическую, историческую и поэтическую проблематику.
Непосредственно о Манцони
Считается, что Манцони дебютировал в 1955 году. Его первыми работами были полотна с композициями из отпечатков на них бытовых предметов (ножницы, мыло, гвозди и пр.) Уже тогда он экспериментировал с материалом – вмешивал в краску солевые растворы, использовал нефть и другие не совсем стандартные для живописи вещества.
9 декабря в 1956 году Манцони вместе с Камилло Корви Мора, Этора Сардинни и Джузеппе Зека публикует манифест «За открытые зоны изображений». Согласно этому манифесту искусство есть продукт бессознательного импульса, аккумулированного множеством мнений и совокупностью человеческих ценностей.
Acromes (1957-1963)
Серия работ Пьера Манцони. Задачей, которую ставил перед собой Художник, был эксперимент с фактурой и отсутствием цвета. Он создавал скульптуры и объекты из каолина, гипса, стекловолокна, кроличьих шкур, сырого мела, войлока и хлопка показывая чистый материал, оставляя объектам только лишь монохромность. Может показаться, что материалы покрашены в белый цвет, но они абсолютно бесцветны. (Серия считается репликой на творчество Ив Кляйна)
В 1959 году Манцони вместе с Винченсо Агнетти, Агостино Боналуми и Энрико Кастеллани открыли журнал, а затем и одноименную галерею Азимут (Милан), где начали проводить различные выставки. Художники сами платили за аренду, и скорее всего основным мотивом для открытия своей площадки для них послужила потребность в независимом пространстве для экспериментов. Именно в галерее Азимут были показаны многие из работ Манцони.
Линии (Linea, 1959)
В это время в работах Манцони начинает просматриваться явный концептуальный подход. В 1959 году он начал работать над новой серией. Он проводил линии на рулонах бумаги, после чего запаивал их в специальные металлические колбы. Самая длинная линия, проведенная Пьеро Манцони 7200 метров. Интересно, что Манцони хотел продолжить этот проект, но, к сожалению слишком рано умер. По задумке художника одновременно в разных точках земного шара должны были открыться выставки. В каждой из галерей находился бы свиток с очередной линией такой длинны, чтобы она была равна пути к следующей. Таким образом, Манцони хотел «окольцевать» землю.
Живые скульптуры («Sculture viventi», 1961)
Проект был показан в апреле 1961 года в галерее LaTartaruga (Италия) и заключался в том, что Манцони во время открытия выставки предлагал каждому из зрителей на время стать настоящей живой скульптурой авторства Пьеро Манцони. Художник усаживал желающих в специальные придуманные им позы, затем он брал фломастер и расписывался на телах участников акции. Так же на тела посетителей он клеил специальные марки, с указанием в какой позе человек становился его произведением искусства, а в какой возвращался бы к состоянию заурядного обывателя.
После, Манцони выдавал своим скульптурам специальные сертификаты подлинности с росписью и пояснением.
Яйца (1959)
Я декабре 1959 года состоялось открытие последней выставки в галерее Азимут. Во время выставки Манцони варил куриные яйца на газовой горелке и угощал ими посетителей (на трапезу было отведено строго 70 минут). На заранее заготовленных яйцах он оставил свои отпечатки пальцев. Некоторые из яиц до сих пор сохранены. Эту акцию можно рассмотреть как сатирическую пародию на массовое производство и систему потребления.
Тело воздуха (Corpi d’aria) и Дыхание художника (Fiato d’artista)
В 1959 году Манцони создает новые работы. На этот раз материалом становятся воздушные шары. Те, которые он надувает самостоятельно, он называет «дыханием художника».
Волшебный постамент (Basemagical, 1961)
В 1961 году Манцони создает свой волшебный постамент. Постамент был выполнен из дерева (80х80х80 см). На нем была табличка, поясняющая, что автор этой скульптуры Пьеро Манцони, а на крышке постамента белой краской обозначались места для расположения ног. Во время выставки любой из зрителей мог забраться на постамент и стать скульптурой Манцони.
Подобно этим волшебным постаментам Манцони создает скульптуру размером с земной шар. Все очень просто – художник устанавливает бронзовый постамент «верх ногами».
Дерьмо художника (Merda d’Artista, 1961)
Это, пожалуй, самая знаменитая и скандальная работа Пьеро Манцони. В 1961 году художник создает серию жестяных банок (каждая банка весом по 30 грамм), наполненных собственным дерьмом. И как вы уже догадались, он называет это дерьмом художника. Всего было 90 банок, этикетки были на трех языках – на итальянском, немецком, английском и французском. Эту работу Манцони комментировал так: «Если коллекционеры хотят получить что-то, во что художник действительно вложил всего себя, то пускай они получают говно – оно на 100% его, личное».
При жизни Манцони продал всего две работы (со слов Наны Виго, художницы и его бывшей любовницы). А в 2007 году, один из экземпляров дерьма художникабыл продан за 124 000 евро. Данная работа будоражит умы и по сей день – кто-то ухмыляется, говоря «Вот оно – современное искусство!», кого-то волнует, что же внутри – подлинники от Манцони или же пустышка. Попробуйте вбить «Пьеро Манцони», скажем в google. Добрая половина новостей (а то и больше) будет о том, что по некоторым данным в знаменитых банках Манцони находится гипс. Посмотрите, прошло уже более пятидесяти лет, вам не кажется, что Манцони до сих пор водит «обывателя» за нос? Пусть его описывают как спорщика, пьяницу, гуляку и наркомана. Его искусство – комплекс достаточно жесткой критики, сатиры и абсурда. И его «шутки» до сих пор работают. Сдувшийся шарики (самые обычные шарики!), баночки с дерьмом, давно уже протухшие яйца продаются с аукционов, хранятся в частных и музейных коллекциях – именно благодаря постановкам Манцони они стали реликтами.
подготовила Юлия Капустян