was successfully added to your cart.

Корзина

ЦСИ «Типография» представляет коллективную выставку «Ты меня найдёшь» — проект, собирающий разные художественные взгляды на окраины российских городов.

Участники: Тамара Шипицина (Волгоград), Юлия Шафаростова (Краснодар), Игорь Самолёт (Москва)

Авторы фотокниг: Юлия Бориссова, Екатерина Васильева, Александр Верёвкин, Артём Лежепёков, Алла Мировская, Сергей Новиков, Евгений Петрачков, Евгений Пустарнаков, Игорь Самолёт, Сергей Сапожников, Максим Шер  

Кураторка: Елена Ищенко 

Монтаж: Евгений Римкевич, Степан Субботин, Василий Субботин

Дизайн: Анна Филатова

Техническое сопровождение: Миша Курилов

Название выставки — строчка из песни «Смерти больше нет» группы IC3PEAK о вязкой российской действительности, в которой могут утонуть любые порывы. Сама выставка объединяет работы трёх художников и подборку фотокниг об окраинах российских городов — неустроенных пространствах, в которых за типовой застройкой — результатом градостроительной политики как СССР, так и современной России — теряется человек. 

Кажется, мы привыкли именно к такому образу, тиражируемому одновременно народными пабликами вроде «Эстетики е***ей [окраин]» и модными журналами вроде британского Calvert Journal, где центральным образом становится ландшафт — типичная архитектура, типичное благоустройство и типичная неустроенность. Этот ландшафт вытесняет человека или также его типизирует. Но выставка в «Типографии», кажется, всё-таки о другом — о том, как ландшафт становится пространством для человека и способом подсветить особенный, индивидуальный опыт (который, конечно, может быть общим). Художники — Игорь Самолёт, Юля Шафаростова, Тамара Шипицина — живут (а иногда и работают) на окраинах и рассказывают через пространство о себе и своём опыте повседневности. Используя разные методы и техники они ре-мифологизируют эти пространства, перепридумывая и пересочиняя их легенды. 

Этих художников объединяет взгляд «отсюда» — взгляд, укоренённый в пространство. Они говорят об этих местах и перепридумывают их не потому, что это ностальгический ruin porn или завораживающий образ ровных рядов безликих высоток, а потому что это пространство их жизни — они «отсюда».

Построенная как лабиринт выставка, приглашает в путешествие по разным художественных стратегиям, квартирам и дворам, легендам и экранам смартфонов. 

Выставка работает каждый день с 6 февраля по 31 марта 2021 года, с 12:00 до 21:00.

По субботам и воскресеньям с 16:00 до 19:00 на выставке работают медиаторы (экскурсоводы).

Аудиогид по выставке доступен по ссылке.

Вход на выставку — 200 рублей, для студентов и школьников — 100 рублей.

Для пенсионеров, людей с инвалидностью, участников патронской программы на Patreon — бесплатно.

Подробности патронской программы на Patreon по ссылке.

Доступность: 

ЦСИ «Типография» — это доступное пространство, оборудованное кнопкой вызова администратора у главного входа и специальным входом для людей, передвигающихся на коляске.

Также в рамках выставки состоятся ещё три персональные выставки молодых краснодарских художниц. Они пройдут в пространстве арт-резиденции ladno. — квартирной резиденции художницы Юлии Шафаростовой, которая была открыта в 2018 году. Расписание выставок ниже.

События в рамках выставки:

Встреча с художниками и экскурсия по выставке

20 марта, 16:00

Три художника — участника выставки — приедут в «Типографию», чтобы рассказать о своих проектах для выставки «Ты меня найдёшь», о своих методах работы, о теме городских окраин, которая для каждого является не только предметом исследования и отражения, но и местом жизни.

Игорь Самолёт (Москва) расскажет о том, как смартфон становится основным средством взаимодействия с реальностью, скриншот — новым документом, а также ответит на вопрос, кому же он всё-таки завещает свой архив мемов.

Тамара Шипицина (Волгоград) расскажет о проекте «Окрестности», для которого она проводила исследование и брала интервью у жителей её двора, и о том, как создавалась серия графики «Паттерны повседневности» — типичные образы дворов, знакомые всем жителям постсоветских городов.

Юлия Шафаростова (Краснодар) расскажет о ре-мифологизации пространства и том, как силой фантазии и художественных методов район Музыкальный превратился в Бачикистан — страну-курорт, где недострои превращаются в сады, а цветы сами сплетаются в венки.

Модераторка встерчи: кураторка выставки Елена Ищенко.

После артист-тока состоится экскурсия по выставке, в рамках которой художники подробнее расскажут о каждой работе.

Игорь Самолёт. Инсталляция «Третья волна» на выставке «Ты меня найдёшь». Фото: Анна Снеткова

Встреча пройдёт при поддержке компании МегаФон.

Для абонентов МегаФона вход на встречу и экскурсию бесплатный, для других посетителей — 200 рублей, для студентов и школьников — 100 рублей.

 Участники:

Тамара Шипицина

Волгоград

Вы попадаете в романтические дворы Волгограда, созданные на выставке Тамарой Шипициной.

Для Тамары исследование спального района Волгограда становится возможностью вернуться к детским воспоминаниям и проследить, как окружающая среда влияет на восприятие и формирует личность. Её проект «Окрестности» (2017–2020) сочетает печатную графику, видеоинсталляции и графику на постельном белье, в основе которых материалы исследования — семейные архивы, интервью с местными жителями, найденные объекты, быстрые зарисовки и фотографии. Не пытаясь приукрасить серую среду спальных районов, Тамара находит в ней ситуации, из которых вырастают образы и воспоминания, романтизирующие повседневность. 

Тамара Шипицина родилась в 1993 году в Волгограде. Окончила архитектурный факультет Волгоградского архитектурно-строительного университета. Работает с разными медиа — графикой, видео и инсталляциями, в том числе используя собранный по собственным чертежам офортный станок. В своих работах исследует взаимосвязи человека и города. В 2020 году персональная выставка Тамары состоялась в галерее «Пересветов переулок» в Москве, участвовала в фестивале «Архстояние» (Калуга), в паблик-арт проектах «(Из)обретая публичное» (Волгоград). Живёт и работает в Волгограде.

Тамара на выставке «Окрестности» в галерее «Пересветов переулок» (Москва, 2020)

Экспозиция проекта «Окрестности» в галерее «Пересветов переулок» (Москва, 2020)

«Спячка» из серии «Паттерны повседневности», 2019 год, бумажная литография, монотипия 50х50 см

Игорь Самолёт

Москва

Инсталляция Игоря Самолёта «Третья волна», сделанная специально для выставки, кажется, совсем не об окраинах — это стена из скриншотов его смартфона. Когда-то Игорь начинал с проектом Be Happy! (2013), для которого снимал людей в поисках предельных состояний и счастья на окраинах разных городов России, включая Котлас — его родной город в Архангельской области. Сейчас Игорь живёт в одном из спальных районов Москвы и в своих проектах обращается к смартфону — объекту, который становится медиатором между человеком и окружающей действительностью. Взгляд на пространство вокруг концентрируется в экране телефона, в сторис инстаграма, интерфейсах приложений и чатов. Из этих экранов Игорь собирает инсталляцию — стену, которая одновременно защищает от внешнего мира и в то же время становится его образом. Повседневность трансформируется в этих скриншотах и из разрисованных фотографиях, чтобы быть присвоенной художником и его друзьями. 

Игорь Самолёт родился в 1984 году в Котласе. Окончил московскую Школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. Работает с фотографией, коллажем, цифровыми изображениями. В своих работах Игорь Самолет обращается к природе человеческих взаимоотношений, преломляя и рассматривая их через социальный, гражданский и цифровой фильтры. Лауреат премии для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow. Участник грантовой программы Музея современного искусства «Гараж» (2018—2019; 2019—2020).

Выставка Игоря Самолёта «Энергия ошибки». Мультимедиа Арт Музей, Москва, 2020

Скриншоты из проекта «Третья волна», 2020. Специально для ЦСИ «Типография», Краснодар

Юлия Шафаростова

Краснодар

В проекте «Бачикистан» Юлия Шафаростова создаёт новую мифологию микрорайона Музыкальный — одного из самых неблагополучных в Краснодаре. Музыкальный становится отдельным государством со своей историей: пустыри недостроенных зданий превращаются в национальные парки, лужи — в пруды, где распускаются лотосы, камыши сплетаются в венки. Резиденция ladno — тоже часть, вполне реальная часть, вымышленного культурного поля Бачикистана. Стратегия мифологизации придает району новое значение и возможность присвоить (в символическом плане) его территорию. И вот Бачикистан уже не ограничивается пределами конкретного района, а присутствует в самых разных местах — в выставочном зале «Типографии» или в музее современного искусства «Гараж» в Москве, а все посетители — это его временные жители.

Часть проекта также была показана на Второй триеннале современного российского искусства в музее «Гараж».

Юлия Шафаростова родилась в 1991 году в Краснодаре. Закончила КИСИ — Краснодарский институт современного искусства. Работает с разными медиа — инсталляцией, графикой, скульптурой и фотографией; использует методы психогеографии и мифологизации пространства и личности. Участвует в создании и поддержке самоорганизованных художественных институций. Участница Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020). Участница художественного кооператива «Бусинки».

Проект «Бачикистан» на Второй триеннале современного российского искусства. Фото: Иван Ерофеев, Юрий Пальмин © Музей современного искусства «Гараж»

Фотокниги:

Подборка фотокниг, созданных разными авторами в разные годы, дополняет инсталляции. В представленных фотокнигах спектр различных художественных взглядов на окраины и, шире, на город, а также методов работы с ними, раскрывается наиболее полно — от отстранённых исследований, вовлечённых наблюдений и сентиментальных путешествий. 

Юлия Бориссова. ДОМ (Дом. Объект. Модель). 2014

Артём Лежепёков. Стыд. 2017

Александр Верёвкин. Камчатка. 2020

Максим Шер и Сергей Новиков. Инфраструктуры. 2019

Евгений Пустарнаков. The Maze. 2020

Евгений Петрачков. Umyot Roadhouses. 2017

Алла Мировская. Коньково навсегда. 2020

Екатерина Васильева. Дорога на Петергоф. 2019

Игорь Самолет. Be Happy! 2013

Максим Шер. Палимпсесты. 2018

Сергей Сапожников, Владимир Левашов. Город. 2016

Участники выставок в арт-резиденции ladno.:

Валерия Яхно. «Театр повседневности»

6–27 февраля

Первая выставка в поп-ап резиденции ladno. — проекты Леры Яхно разных лет, объединённые в выставку «Театр повседневности». Их объединяет ощущение одновременной повседневности и театральности, желание превратить рутинный быт в карнавал. Правда, созданные Лерой объекты не столько трансформируют быт, сколько ещё сильнее его захламляют.

Первая инсталляция — «Загляни под Омут» (2019) — посвящена одновременному желанию и нежеланию отчуждённости, мягкой и комфортной, но затягивающий все глубже и глубже, пока вовсе не захочется вылезать. В него можно провалиться и заглянуть, в нём можно найтись или потеряться, но важно помнить, что омут — это не обязательно конкретное пространство: его можно взять с собой, надев на себя его кусочки.

Головы животных — фрагменты «Тотемной карусели» (2020), в которой животное — Селедка, Тигрица, Клоун, Единорог, Слизень, Петушок — редуцируется до образа игрушки — палка со звериной головой. Карусель распадается и захватывает стены и углы, маскируется и прячется между ленточками, игрушками и украшениями. Карусель неуловима и не хочет быть каруселью. Она создает вокруг игровое пространство, с которым сложно взаимодействовать, но можно ощущать.

Серия скетчей «Потихоньку» (2015) осмысляет инфантильное и порой тревожное восприятие реальности, бытовых ситуаций или мыслей, часто абсурдистских, с примесью прослеживаемой реверсии. Объекты на скетчах замирают в своих демонстративных позах, окруженные привычными вещами и ситуациями с небольшими искажением или гиперболами. Предметы, лица и люди складываются в один большой проживаемый незамысловатый спектакль повседневности. Как дела? Потихоньку.

Остальные объекты — это «Артефакты» (2011–2021), годами собираемые в несменяющийся ком предметов. Баночки, ленты, игрушки, куклы, бусы, мусор, брелки — всё это тесно сплетено с настоящей повседневностью художницы и её жилого пространства. Артефакты, перенесённые в выставочное пространство, так же, как и в своём старом пристанище, забивают и театрализуют его. Оно всегда стремится к уплотнению, лишению воздуха, сужению места для жизни. Оно декорирует ясность, туманит намерения и отгораживает от реальности.

Валерия Яхно родилась в 1991 году в Краснодаре. Занимается графикой, инсталляцией и скульптурой. Учится в Краснодарском институте современного искусства Живёт и работает в Краснодаре.

Олеся Фоевая. «Они говорят»

28 февраля – 14 марта

Олеся рассказывает о своей выставке для арт-резиденции ladno:

Я люблю создавать иллюстрации к чужим произведениям, особенно литературным и музыкальным, но в этой выставке хочу погрузиться в мир персонажей, которые когда-то сами родились во мне. Русалки и Трёхголовые герой и героиня когда-то сами нарисовались, а мне оставалось только внимательно слушать, что они мне говорят.

Сначала появились Русалки, в 2014 году, — тихие, глупые, суетливые, добрые и отрешённые. Примерно в том же году я позволила им умереть — об этом сюжет одного из рисунков (все они сделаны в 2014 году).

В том же году появилась и трёхгловая девушка, у которой одна голова не в ладах с двумя другими. Они то и дело ищут возможность, чтобы избавиться от своей третьей непутёвой сестры-головы, а она становится безмолвным наблюдателем их причуд. Но я уверена: она ещё надерет им зад! (Он, кстати, общий).

Красный конь появился в 2018 году. У него тоже три головы, но все они дружны и жутко любят встревать в неприятности!

То и дело я возвращаюсь к моим героям: проигрываю ими свои жизненные ситуации, примеряю на себя их опыт и слушаю, чему они меня учат. Объекты в комнате из мира этих героев: банка с законсервированным хвостом; аквариум, в который вот-вот будет поймана стражем-котом ещё одна глупенькая Русалка; верёвка, на которой пока сушатся рыбы, но скоро будут сушиться Русалки. Рюкзак вроде бы мой, но точно такой же, как у одной из Русалок. А подушка с глазами, сделанная Лерой Яхно осталась здесь с прошлой выставки, потому что очень похожа на конец (или начало) сюжета про Трехголовую. Нож и топор — орудия, которые могут как помочь, так и навредить моим героям.

Работы с текстом уже из моего мира, они живут у меня дома и стали для меня и иконами, и мантрами, и аффирмациями.

Слова «Благодати» из какой-то песни группы СБПЧ, они висят у меня в спальне и напоминают: отдыхать хорошо. Я сделала эту работу во время подготовки к групповой выставке КИСИ «Просто праздник какой-то» в 2020 году — и как работу для выставки, и как возможность прокрастинации, чтобы не готовиться к ней.

«Уверенная с пятью правилами» стоит у меня в мастерской и то злит, то успокаивает меня. Поверх христианского образа Марии со Святым Духом написана буддийская мудрость о том, как женщине переродиться.

Фраза из песни Хаски хорошо подошла к похождениям Русалок и в итоге оказалась на тарелке.

На зеркале — стикер «Шлюха», который я сделала в 2018 году, чтобы пережить развод. Мне нравятся стикеры: они распространяются так же быстро, как и слухи с этим словом. Теперь, когда оно ничего для меня не значит, я вижу его, смотрясь в зеркало, и улыбаюсь.

Табличку «Бухгалтерия» мне подарил Олег Черников, она тоже стоит у меня дома, напоминая о двух неприятных годах работы бухгалтером.

Этот предметный мир мы делим с моими героями, и я не всегда понимаю, где здесь я, а где они — и кто из них.

Олеся Фоева́я — иллюстраторка, художница. Учится в Краснодарском институте современного искусства. Олеся живёт и работает в Краснодаре. Её работы можно посмотреть в Инстаграм @olkambart

Анна Филатова

15 марта — 2 апреля

Анна Филатова — дизайнерка, художница. Учится в Краснодарском институте современного искусства. Родилась в Иванове, живёт и работает в Краснодаре. Её работы можно посмотреть в инстаграм @photozrn

При поддержке:

Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина

Leave a Reply

Яндекс.Метрика