ЦСИ «Типография» представляет коллективную выставку «Ты меня найдёшь» — проект, собирающий разные художественные взгляды на окраины российских городов.
Участники: Тамара Шипицина (Волгоград), Юлия Шафаростова (Краснодар), Игорь Самолёт (Москва)
Авторы фотокниг: Юлия Бориссова, Екатерина Васильева, Александр Верёвкин, Артём Лежепёков, Алла Мировская, Сергей Новиков, Евгений Петрачков, Евгений Пустарнаков, Игорь Самолёт, Сергей Сапожников, Максим Шер
Кураторка: Елена Ищенко
Монтаж: Евгений Римкевич, Степан Субботин, Василий Субботин
Дизайн: Анна Филатова
Техническое сопровождение: Миша Курилов
Название выставки — строчка из песни «Смерти больше нет» группы IC3PEAK о вязкой российской действительности, в которой могут утонуть любые порывы. Сама выставка объединяет работы трёх художников и подборку фотокниг об окраинах российских городов — неустроенных пространствах, в которых за типовой застройкой — результатом градостроительной политики как СССР, так и современной России — теряется человек.
Кажется, мы привыкли именно к такому образу, тиражируемому одновременно народными пабликами вроде «Эстетики е***ей [окраин]» и модными журналами вроде британского Calvert Journal, где центральным образом становится ландшафт — типичная архитектура, типичное благоустройство и типичная неустроенность. Этот ландшафт вытесняет человека или также его типизирует. Но выставка в «Типографии», кажется, всё-таки о другом — о том, как ландшафт становится пространством для человека и способом подсветить особенный, индивидуальный опыт (который, конечно, может быть общим). Художники — Игорь Самолёт, Юля Шафаростова, Тамара Шипицина — живут (а иногда и работают) на окраинах и рассказывают через пространство о себе и своём опыте повседневности. Используя разные методы и техники они ре-мифологизируют эти пространства, перепридумывая и пересочиняя их легенды.
Этих художников объединяет взгляд «отсюда» — взгляд, укоренённый в пространство. Они говорят об этих местах и перепридумывают их не потому, что это ностальгический ruin porn или завораживающий образ ровных рядов безликих высоток, а потому что это пространство их жизни — они «отсюда».
Построенная как лабиринт выставка, приглашает в путешествие по разным художественных стратегиям, квартирам и дворам, легендам и экранам смартфонов.
Выставка работает каждый день с 6 февраля по 31 марта 2021 года, с 12:00 до 21:00.
По субботам и воскресеньям с 16:00 до 19:00 на выставке работают медиаторы (экскурсоводы).
Аудиогид по выставке доступен по ссылке.
Вход на выставку — 200 рублей, для студентов и школьников — 100 рублей.
Для пенсионеров, людей с инвалидностью, участников патронской программы на Patreon — бесплатно.
Подробности патронской программы на Patreon по ссылке.
Доступность:
ЦСИ «Типография» — это доступное пространство, оборудованное кнопкой вызова администратора у главного входа и специальным входом для людей, передвигающихся на коляске.
Также в рамках выставки состоятся ещё три персональные выставки молодых краснодарских художниц. Они пройдут в пространстве арт-резиденции ladno. — квартирной резиденции художницы Юлии Шафаростовой, которая была открыта в 2018 году. Расписание выставок ниже.
События в рамках выставки:
Встреча с художниками и экскурсия по выставке
20 марта, 16:00
Три художника — участника выставки — приедут в «Типографию», чтобы рассказать о своих проектах для выставки «Ты меня найдёшь», о своих методах работы, о теме городских окраин, которая для каждого является не только предметом исследования и отражения, но и местом жизни.
Игорь Самолёт (Москва) расскажет о том, как смартфон становится основным средством взаимодействия с реальностью, скриншот — новым документом, а также ответит на вопрос, кому же он всё-таки завещает свой архив мемов.
Тамара Шипицина (Волгоград) расскажет о проекте «Окрестности», для которого она проводила исследование и брала интервью у жителей её двора, и о том, как создавалась серия графики «Паттерны повседневности» — типичные образы дворов, знакомые всем жителям постсоветских городов.
Юлия Шафаростова (Краснодар) расскажет о ре-мифологизации пространства и том, как силой фантазии и художественных методов район Музыкальный превратился в Бачикистан — страну-курорт, где недострои превращаются в сады, а цветы сами сплетаются в венки.
Модераторка встерчи: кураторка выставки Елена Ищенко.
После артист-тока состоится экскурсия по выставке, в рамках которой художники подробнее расскажут о каждой работе.
Участники:
Тамара Шипицина
Волгоград
Вы попадаете в романтические дворы Волгограда, созданные на выставке Тамарой Шипициной.
Для Тамары исследование спального района Волгограда становится возможностью вернуться к детским воспоминаниям и проследить, как окружающая среда влияет на восприятие и формирует личность. Её проект «Окрестности» (2017–2020) сочетает печатную графику, видеоинсталляции и графику на постельном белье, в основе которых материалы исследования — семейные архивы, интервью с местными жителями, найденные объекты, быстрые зарисовки и фотографии. Не пытаясь приукрасить серую среду спальных районов, Тамара находит в ней ситуации, из которых вырастают образы и воспоминания, романтизирующие повседневность.
Тамара Шипицина родилась в 1993 году в Волгограде. Окончила архитектурный факультет Волгоградского архитектурно-строительного университета. Работает с разными медиа — графикой, видео и инсталляциями, в том числе используя собранный по собственным чертежам офортный станок. В своих работах исследует взаимосвязи человека и города. В 2020 году персональная выставка Тамары состоялась в галерее «Пересветов переулок» в Москве, участвовала в фестивале «Архстояние» (Калуга), в паблик-арт проектах «(Из)обретая публичное» (Волгоград). Живёт и работает в Волгограде.
Игорь Самолёт
Москва
Инсталляция Игоря Самолёта «Третья волна», сделанная специально для выставки, кажется, совсем не об окраинах — это стена из скриншотов его смартфона. Когда-то Игорь начинал с проектом Be Happy! (2013), для которого снимал людей в поисках предельных состояний и счастья на окраинах разных городов России, включая Котлас — его родной город в Архангельской области. Сейчас Игорь живёт в одном из спальных районов Москвы и в своих проектах обращается к смартфону — объекту, который становится медиатором между человеком и окружающей действительностью. Взгляд на пространство вокруг концентрируется в экране телефона, в сторис инстаграма, интерфейсах приложений и чатов. Из этих экранов Игорь собирает инсталляцию — стену, которая одновременно защищает от внешнего мира и в то же время становится его образом. Повседневность трансформируется в этих скриншотах и из разрисованных фотографиях, чтобы быть присвоенной художником и его друзьями.
Игорь Самолёт родился в 1984 году в Котласе. Окончил московскую Школу фотографии и мультимедиа имени Родченко. Работает с фотографией, коллажем, цифровыми изображениями. В своих работах Игорь Самолет обращается к природе человеческих взаимоотношений, преломляя и рассматривая их через социальный, гражданский и цифровой фильтры. Лауреат премии для молодых художников Credit Suisse и Cosmoscow. Участник грантовой программы Музея современного искусства «Гараж» (2018—2019; 2019—2020).
Юлия Шафаростова
Краснодар
В проекте «Бачикистан» Юлия Шафаростова создаёт новую мифологию микрорайона Музыкальный — одного из самых неблагополучных в Краснодаре. Музыкальный становится отдельным государством со своей историей: пустыри недостроенных зданий превращаются в национальные парки, лужи — в пруды, где распускаются лотосы, камыши сплетаются в венки. Резиденция ladno — тоже часть, вполне реальная часть, вымышленного культурного поля Бачикистана. Стратегия мифологизации придает району новое значение и возможность присвоить (в символическом плане) его территорию. И вот Бачикистан уже не ограничивается пределами конкретного района, а присутствует в самых разных местах — в выставочном зале «Типографии» или в музее современного искусства «Гараж» в Москве, а все посетители — это его временные жители.
Часть проекта также была показана на Второй триеннале современного российского искусства в музее «Гараж».
Юлия Шафаростова родилась в 1991 году в Краснодаре. Закончила КИСИ — Краснодарский институт современного искусства. Работает с разными медиа — инсталляцией, графикой, скульптурой и фотографией; использует методы психогеографии и мифологизации пространства и личности. Участвует в создании и поддержке самоорганизованных художественных институций. Участница Триеннале российского современного искусства (Музей современного искусства «Гараж», Москва, 2020). Участница художественного кооператива «Бусинки».
Фотокниги:
Подборка фотокниг, созданных разными авторами в разные годы, дополняет инсталляции. В представленных фотокнигах спектр различных художественных взглядов на окраины и, шире, на город, а также методов работы с ними, раскрывается наиболее полно — от отстранённых исследований, вовлечённых наблюдений и сентиментальных путешествий.
Участники выставок в арт-резиденции ladno.:
Валерия Яхно. «Театр повседневности»
6–27 февраля
Первая выставка в поп-ап резиденции ladno. — проекты Леры Яхно разных лет, объединённые в выставку «Театр повседневности». Их объединяет ощущение одновременной повседневности и театральности, желание превратить рутинный быт в карнавал. Правда, созданные Лерой объекты не столько трансформируют быт, сколько ещё сильнее его захламляют.
Первая инсталляция — «Загляни под Омут» (2019) — посвящена одновременному желанию и нежеланию отчуждённости, мягкой и комфортной, но затягивающий все глубже и глубже, пока вовсе не захочется вылезать. В него можно провалиться и заглянуть, в нём можно найтись или потеряться, но важно помнить, что омут — это не обязательно конкретное пространство: его можно взять с собой, надев на себя его кусочки.
Головы животных — фрагменты «Тотемной карусели» (2020), в которой животное — Селедка, Тигрица, Клоун, Единорог, Слизень, Петушок — редуцируется до образа игрушки — палка со звериной головой. Карусель распадается и захватывает стены и углы, маскируется и прячется между ленточками, игрушками и украшениями. Карусель неуловима и не хочет быть каруселью. Она создает вокруг игровое пространство, с которым сложно взаимодействовать, но можно ощущать.
Серия скетчей «Потихоньку» (2015) осмысляет инфантильное и порой тревожное восприятие реальности, бытовых ситуаций или мыслей, часто абсурдистских, с примесью прослеживаемой реверсии. Объекты на скетчах замирают в своих демонстративных позах, окруженные привычными вещами и ситуациями с небольшими искажением или гиперболами. Предметы, лица и люди складываются в один большой проживаемый незамысловатый спектакль повседневности. Как дела? Потихоньку.
Остальные объекты — это «Артефакты» (2011–2021), годами собираемые в несменяющийся ком предметов. Баночки, ленты, игрушки, куклы, бусы, мусор, брелки — всё это тесно сплетено с настоящей повседневностью художницы и её жилого пространства. Артефакты, перенесённые в выставочное пространство, так же, как и в своём старом пристанище, забивают и театрализуют его. Оно всегда стремится к уплотнению, лишению воздуха, сужению места для жизни. Оно декорирует ясность, туманит намерения и отгораживает от реальности.
Валерия Яхно родилась в 1991 году в Краснодаре. Занимается графикой, инсталляцией и скульптурой. Учится в Краснодарском институте современного искусства Живёт и работает в Краснодаре.
Олеся Фоевая. «Они говорят»
28 февраля – 14 марта
Олеся рассказывает о своей выставке для арт-резиденции ladno:
Я люблю создавать иллюстрации к чужим произведениям, особенно литературным и музыкальным, но в этой выставке хочу погрузиться в мир персонажей, которые когда-то сами родились во мне. Русалки и Трёхголовые герой и героиня когда-то сами нарисовались, а мне оставалось только внимательно слушать, что они мне говорят.
Сначала появились Русалки, в 2014 году, — тихие, глупые, суетливые, добрые и отрешённые. Примерно в том же году я позволила им умереть — об этом сюжет одного из рисунков (все они сделаны в 2014 году).
В том же году появилась и трёхгловая девушка, у которой одна голова не в ладах с двумя другими. Они то и дело ищут возможность, чтобы избавиться от своей третьей непутёвой сестры-головы, а она становится безмолвным наблюдателем их причуд. Но я уверена: она ещё надерет им зад! (Он, кстати, общий).
Красный конь появился в 2018 году. У него тоже три головы, но все они дружны и жутко любят встревать в неприятности!
То и дело я возвращаюсь к моим героям: проигрываю ими свои жизненные ситуации, примеряю на себя их опыт и слушаю, чему они меня учат. Объекты в комнате из мира этих героев: банка с законсервированным хвостом; аквариум, в который вот-вот будет поймана стражем-котом ещё одна глупенькая Русалка; верёвка, на которой пока сушатся рыбы, но скоро будут сушиться Русалки. Рюкзак вроде бы мой, но точно такой же, как у одной из Русалок. А подушка с глазами, сделанная Лерой Яхно осталась здесь с прошлой выставки, потому что очень похожа на конец (или начало) сюжета про Трехголовую. Нож и топор — орудия, которые могут как помочь, так и навредить моим героям.
Работы с текстом уже из моего мира, они живут у меня дома и стали для меня и иконами, и мантрами, и аффирмациями.
Слова «Благодати» из какой-то песни группы СБПЧ, они висят у меня в спальне и напоминают: отдыхать хорошо. Я сделала эту работу во время подготовки к групповой выставке КИСИ «Просто праздник какой-то» в 2020 году — и как работу для выставки, и как возможность прокрастинации, чтобы не готовиться к ней.
«Уверенная с пятью правилами» стоит у меня в мастерской и то злит, то успокаивает меня. Поверх христианского образа Марии со Святым Духом написана буддийская мудрость о том, как женщине переродиться.
Фраза из песни Хаски хорошо подошла к похождениям Русалок и в итоге оказалась на тарелке.
На зеркале — стикер «Шлюха», который я сделала в 2018 году, чтобы пережить развод. Мне нравятся стикеры: они распространяются так же быстро, как и слухи с этим словом. Теперь, когда оно ничего для меня не значит, я вижу его, смотрясь в зеркало, и улыбаюсь.
Табличку «Бухгалтерия» мне подарил Олег Черников, она тоже стоит у меня дома, напоминая о двух неприятных годах работы бухгалтером.
Этот предметный мир мы делим с моими героями, и я не всегда понимаю, где здесь я, а где они — и кто из них.
Олеся Фоева́я — иллюстраторка, художница. Учится в Краснодарском институте современного искусства. Олеся живёт и работает в Краснодаре. Её работы можно посмотреть в Инстаграм @olkambart