Вот уже второй год мы нащупываем свой путь к кинопрограмме «Типографии» с регулярными показами. Надеемся, вы помните совместные показы с Garage Screen, кинопрограммой Музея современного искусства «Гараж», с которых все началось. В Новый год заходим с новой совместной программой.
На новогодних каникулах Евгений Гусятинский, куратор Garage Screen, подготовил для вас серию ежедневных показов программы фильмов о людях в музее.
Кинопрограмма «Продолжение экскурсии» состоит из фильмов, в которых искусство — на примере невымышленных художественных произведений — становится источником и катализатором действия — драматического и философского, романтического и иронического. В этих картинах оно выступает в нестандартной и в то же время очень естественной для себя роли — как важнейшая, но часто незаметная часть будней и инструмент их поэтизации, как условие любовной интриги, дружеского союза и социальных отношений, как ежедневный труд и терапевтический опыт. Как форма и суть человеческой жизни.
В каком-то смысле музеи, как и другие места, в которых происходит непосредственная встреча искусства и человека, работают и остаются открытыми всегда. Они находят свое продолжение и воплощение в повседневности, в устройстве общества, в драматургии человеческих отношений и связей — от социальных до сугубо личных. В самом рисунке человеческой жизни. Не говоря о том, что материальность и видимость искусства — лишь верхушка айсберга, за которой скрываются огромные производственные и трудовые процессы, не менее интересные, чем их результат.
Символический капитал искусства простирается далеко за пределы художественных институций и не вполне принадлежит им. Иными словами, искусство не заканчивается и не начинается у музейного, галерейного, (кино)театрального, концертного, etc входа/выхода. Его нелинейный и зачастую непредсказуемый путь лежит не столько в музей, сколько из музея — обратно в большой внешний мир и в отдельный мир каждого человека.
Фильмы, собранные в программу, прослеживают это перекрестное движение в таких же переходных формах, соединяя вымышленный сюжет и документальную оптику, эссеистический стиль и стихию воображения, хронику и игровую реконструкцию. И неслучайно одним из сквозных мотивов программы стал фланер и фланирование — идеальный образ зыбких и подвижных, невидимых и совершенно условных границ между искусством и жизнью, музеем и городом, художником и публикой, художественным артефактом и фактом зрительской биографии.
Показы проходят в амфитеатре «Типографии» по адресу Зиповская, 5/33 каждый день с 3 по 10 января.
3 января, 19:00
«Все работы Вермеера в Нью-Йорке»
Во время перерывов между заключением напряженных биржевых сделок брокер с Уолл-стрит средних лет по имени Марк часто посещает залы музея Метрополитен с полотнами Яна Вермеера. Однажды он встречает там молодую французскую актрису Анну — живую «девушку с жемчужной сережкой» — и оставляет ей свой номер. История о невозможном романе между миром искусства и миром денег от классика американского экспериментального кино Джона Джоста, удостоенная премии Caligari за инновации в Программе молодого кино Берлинского кинофестиваля. Garage ScreenхТипография представят премьеру отреставрированной версии фильма.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
4 января, 19:00
«Музейные часы»
«Музейные часы» — интимный фильм эпических пропорций — игровой дебют американского документалиста Джема Коэна. Это художественная картина, выполненная средствами документального кино: с минимумом постановочных кадров и обилием закадровой речи. Вымышленные персонажи несут на себе отпечаток своих создателей: Йоханн, как и режиссер фильма, погружен в мир альтернативной музыки (в послужном списке Коэна — снимавшийся в течение десяти лет фильм о постхардкор-группе Fugazi), а Анна в исполнении певицы и автора песен Мэри Маргарет О’Хары постоянно напевает прикованной к постели сестре. Своим интересом к институциональной инфраструктуре «Музейные часы» напоминают пытливые документальные ленты Фредерика Уайзмана, а созерцательностью — монументальные слепки времени Джеймса Беннинга, в то же время сохраняя характерное для Коэна внимание к музыке и человеческим историям.
Фильм демонстрируется на английском и немецком языках с русскими субтитрами.
5 января 19:00
«Дети Айседоры»
Подобно хореографу Матильде Монье, главной героине документального фильма Клер Дени «К Матильде», бывший танцор и акробат Дамьен Манивель заостряет особое внимание на подготовке танцовщиц к выступлению. Титры отмеряют дни репетиций, но за два осенних месяца — октябрь и ноябрь — мы практически ничего не узнаем о личной жизни танцовщиц. Вместо этого Манивель предоставляет право голоса телу каждой из женщин: не только телу молодой и эталонно красивой актрисы Агат Боницер (дочери французского кинокритика, сценариста и режиссера Паскаля Боницера), но и телу танцовщицы с синдромом Дауна Манон Карпантье, телу опытной танцовщицы Марики Рицци, а также телу знаменитого хореографа ямайского происхождения Эльзы Воллиастон. Снимая героинь разных возрастов, комплекций и уровней подготовки, Манивель демонстрирует разнообразие интерпретаций одного и того же танца. Всех женщин объединяет восхищение талантом Дункан и скорбь, которую они разделяют вместе с ней. В фильме нет никаких подробностей о жизни великой танцовщицы, но он рассказывает о ней и ее методе больше, чем многие биографические картины.
Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.
7 января 19:00
«Полет красного шара»
Разведенная актриса парижского кукольного театра Сюзанна (Жюльетт Бинош) нанимает няню для своего семилетнего сына Симона — студентку режиссерского факультета из Пекина по имени Сун. Во время прогулок по городу с няней Симона сопровождает появившийся из ниоткуда большой красный шар. В европейском дебюте классика тайваньской новой волны Хоу Сяосяня, снятом при поддержке музея Орсе, образы искусства — кукольный театр, занятия кино и музыкой, отсылки к французской живописи и французскому кино — растворяются в повседневности, становясь камертоном к истории о детстве и распаде семьи.
Фильм демонстрируется на французском и китайском языках с русскими субтитрами.
8 января 19:00
«Идеальный день Карла»
Поутру немного чудаковатый европеец, завернутый в подобие римской тоги, поливает цветы и отправляется на пробежку под Jay-Z. После утреннего туалета он набрасывает щегольской шейный платок и колесит по Берлину и окрестностям на велосипеде, встречая друзей. Джентльмен — шведский художник и поэт Карл Хольмквист. Этот фильм — день из его жизни глазами другого художника, тайца Риркрита Тиравании.
Знаменитый проектами в «эстетике взаимодействия», Тиравания снимает не буквальный документальный байопик, а фильм-настроение об идеальном дне Карла Хольмквиста. Он играет с венериной мухоловкой в саду легендарной дадаистки Ханны Хёх, воспроизводит у себя на балконе перформанс американской концептуалистки Марты Рослер и пишет стихи на стенах собственной квартиры. Вечером флиртует в баре с молодым марокканцем, а затем приводит его с собой на мультинациональную домашнюю вечеринку, где собрались его друзья-художники (шведская художница Клара Лиден, кореянка Хэгу Янг, японец Cимабуку), а также приехавший на выступление в Германию американский музыкант Арто Линдсей. Искусство бесшовно переплетено в этом фильме с жизнью и выплескивается в нее, словно между ними не существует никаких границ. Тиравания подробно документирует даже подъем Хольмквиста по лестнице обыкновенного дома, на десятом этаже которого тот живет, чтобы запечатлеть граффити, испещрившие стены каждого лестничного пролета.
Фильм демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
8 января 20:30
«То, что на расстоянии напоминает другое» и «Экспрессия незрячего»
В своих концептуальных и в то же время поэтических фильмах, снятых на 16-мм пленку, Джессика Сара Ринланд раскрывает тактильные, визуальные и звуковые отношения между искусством, художником и зрителем, исследуя то, как мы воспринимаем искусство, и то, как оно воспринимает нас. Garage ScreenхТипография представят две работы Ринланд: короткометражный фильм «Экспрессия незрячего» и ее полнометражный дебют «То, что на расстоянии напоминает другое», удостоенный специального упоминания 73-го Международного кинофестиваля в Локарно.
Фильм «То, что на расстоянии напоминает другое» демонстрируется на английском, испанском и португальском языках с русскими субтитрами.
Фильм «Экспрессия незрячего» демонстрируется на английском языке с русскими субтитрами.
«То, что на расстоянии напоминает другое»
Режиссер Джессика Сара Ринланд
Великобритания, Аргентина, Испания, 2019. 67 мин. 18+
«Экспрессия незрячего»
Режиссер Джессика Сара Ринланд
Великобритания, 2016. 7 мин. 18+
10 января, 19:00
«Красная спина»
Кинорежиссер Бертран бродит по залам парижских музеев в поисках образа идеального монстра, который должен вдохновить его на новый фильм. Параллельно с этим он представляет свои работы в синематеке, дает интервью и пытается не замечать того, как у него на спине увеличивается красное пятно, напоминающее отпечаток руки. Сюрреалистичная фантазия Антуана Барро о том, как жизнь незаметно, но маниакально дублирует и продолжает искусство, перенимая и расширяя его образы — вплоть до самых ужасающих. В главной роли — знаменитый режиссер Бертран Бонелло, автор «Малышки зомби», играющий альтернативную версию самого себя.
Фильм демонстрируется на французском языке с русскими субтитрами.