Города будущего не сделаны из стекла и стали, как представляли себе ранние поколения урбанистов, они построены из сырого кирпича, соломы, повторно используемого пластика, пеноблоков и металлолома
Майк Дэвис. «Планета трущоб» (Verso, 2017)
Центр современного искусства «Типография» представляет первую персональную выставку художницы Елены Колесниковой «Кооператив «Восход».
«Кооператив «Восход» — проект, посвящённый специфическим для постсоветского пространства районам — жилым гаражным кооперативам. Больше года художница и архитекторка Елена Колесникова исследовала их архитектуру и устройство, в которых отражаются социальные процессы, происходящие во всех современных городах, — урбанизация, миграция, неравное распределение доходов, безработица. Центральный объект выставки — инсталляция, представляющая собой двухэтажный гараж. Его дополняют видео с видами гаражных кооперативов, интервью с их жителями, архитектурные рисунки и поп-ап открытки.
Кураторка проекта Елена Ищенко.
В рамках выставки также будет впервые показана работа группы «Хочешь» (Варвара Геворгизова, Иван Шатравин-Достов и Александр Крифариди) фильм «Город-гараж» (2020).
Монтаж: Павел Колесников, Вячеслав Кайгородов, житель одного из гаражных кооперативов, Глеб Ростовцев, Михаил Курилов, Степан Субботин, Евгений Римкевич.
Дизайн печатных материалов: креативное агентство Ruport.
Перевод и подготовка аудиогида: Михаил Курилов
Выставка проходит в ЦСИ «Типография» по адресу: Зиповская 5 к33.
Каждый день, с 22 июня по 13 сентября 2020 года, с 12:00 до 21:00.
Вход на выставку — 200 рублей.
Для студентов и школьников — 100 рублей.
Бесплатно для пенсионеров, людей с инвалидностью, а также участников нашей программы лояльности на «Патреоне».
Подробнее о программе лояльности и бонусах по ссылке.
Послушать бесплатный аудиогид по выставке на SoundCloud.
Любой современный город — это территория неравенства. Потоки миграции, растущая разница в доходах, безработица, интересы крупного бизнеса и застройщиков отражаются на городском ландшафте, формируя районы, которые мы привыкли делить на бедные и богатые, центральные и спальные, благополучные и нет. На одном конце этих координат — просторные территории загородных резиденций в живописных местах и центральные апартаменты, на другом — плотная застройка, отсутствие «комфортной среды», а порой и базовых удобств.
Районы, которые принято называть неблагополучными, конечно, не заложены в генеральные планы развития городов и стратегии урбанистов — они возникают без спроса, как побочный продукт урбанизации и развития капиталистической экономики. Население городов растёт и вместе с ним растёт и процент тех, чьи доходы стремятся к прожиточному минимуму (на данный момент в Краснодарском крае эта сумма составляет 10989 рублей) или вовсе уходят за его черту; тех, кто не может позволить себе «нормальное» жильё в «нормальном» районе. Так появляются фавелы и гетто, так появляются жилые гаражные кооперативы.
В позднесоветское время гаражи встраивались в систему распределённого образа жизни, были своеобразным третьим местом, куда можно было пойти после работы, чтобы не сидеть в тесной хрущёвке, а заняться своим делом (как правило, гаражи были прерогативой мужчин и не только из-за связи с карбюраторами, но и потому, что дела женщины были связаны с квартирой и кухней). Сейчас гаражные кооперативы переживают новый виток развития, о котором пишут социолог Симон Кордонский и урбанист Григорий Ревзин, связывая его, в первую очередь, с неформальной экономикой — кустарным производством и ремесленничеством, для обозначения которого Кордонский даже вводит термин «гаражная экономика». Часто гаражные кооперативы представляют собой своеобразные творческие кластеры; часто в гаражах не только производят изделия, но ещё и живут: гаражные кооперативы превращаются в специфические для постсоветского пространства маргинальные районы.
Я помню, как впервые прочитала о жилье в гаражах: парень из Томска переехал в Москву, купил гараж и в течение года переделывал его в квартиру, где прожил пару лет — пока не взял ипотеку и не купил однушку. Действие этой истории происходило в 2008–2010 годах, а сейчас я читаю новости о целом гаражном посёлке в Центральном районе Сочи — результате гигантской Олимпийской стройки, которая привлекла множество временных рабочих из других городов и стран. Работа закончилась, а рабочие остались, вынужденные искать возможности для выживания в довольно дорогом городе-курорте.
Юридически жить в гаражах нельзя — они могут быть частной собственностью, но не являются жилыми помещениями, и это исключает их жителей из правового поля. Как правило, там нет и центральных коммуникаций, кроме электричества (и за него приходится платить вдвое дороже — по тарифам нежилых пространств): вместо канализации — индивидуальные септики, вместо водоснабжения — скважины. Жители гаражных кооперативов не могут потребовать улучшения условий — поскольку не имеют на них права. Да, гараж можно оформить как частную собственность, но это не сделает его жилым и не убережёт от возможных полицейских рейдов.
Удивительно, но незащищённость и бедность стимулируют фантазию в отношении собственной жизненной среды. Гараж — это открытая форма. Его можно надстроить, добавив пару этажей и веранду с отличным видом, за гаражом можно разбить небольшой огород и палисадник. Фантазия может развернуться, проектируя свой маленький красивый мир. Кто-то делает резные веранды, кто-то проектирует общую для всего кооператива тропу здоровья. Как правило, благоустройством — и личного пространства, и созданием общих публичных пространств — занимаются женщины. Они обеспечивают в гаражных кооперативах расцвет DIY-урбанизма, то есть благоустройства своими руками, не только инициируя какие-то проекты, но и поддерживая то, что уже сделано другими жителями. Как правило, благоустройство, как, в общем, и все постройки в гаражах обеспечиваются за счёт вторичного использования материалов, что, конечно, вписывается в современные экологичные тренды, но в первую очередь говорит о бедности.
Весь спектр противоречий жизни в гаражах — вынужденной, но тем не менее радостной, незащищённой и одновременно свободной, где в сложной борьбе за лучшее существование развивается фантазия — раскрывается в новом проекте художники Елены Колесниковой «Кооператив “Восход”» (настоящее это название или вымышленное — кто знает). Отталкиваясь от внешних характеристик и архитектуры, Лена обозначает новую форму жизни с её уникальной социальной структурой и бытом, из которой рождаются целые районы постсоветских городов.
Метод работы над «Кооперативом “Восход”» продолжает начатое в других проектах Лены Колесниковой исследование различных форм жизни. В «Народной воле» (который был сделан для исследовательской выставки «Рабочая группа // Отдел идентичности» в ЦСИ «Типография», 2018) она исследовала феномен краснодарской архитектуры, где архитектором становится сам заказчик — владелец частной собственности. В проекте «Однушка», реализованном в новом подмосковном районе Ново-Молоково, она обратилась к самому распространённому на сегодняшний день типу жилья в Москве (и многих других городах) — однокомнатной квартире в унифицированном спальном районе, где нет ничего «своего».
В «Кооперативе “Восход”» Лена вновь использует привычный для себя, как архитектора по образованию, и редкий для современного искусства формат архитектурного рисунка.
Они позволяют всмотреться в конкретные образцы и их детали, а главное — легитимировать существование гаражей — не как достопримечательности, но как приметы нашего времени.
Центральный объект «Кооператива “Восход”» — это, собственно, гараж: из пеноблоков, металлолома, остатков гипсокартона с прошлой выставки, бруса; с дешёвыми обоями, самодельными полками и найденными на «Авито» предметами обихода. Эта грандиозная инсталляция, возможно, самая большая за всю историю «Типографии», по крупицам собирает детали жилых гаражей, чтобы предъявить их как есть — без критики или насмешки, но с ощущением невероятной витальности, фантазии и борьбы за лучшее в самых плохих условиях. Двухэтажный гараж дополняют видео, внутри — интервью с жителями, авторами собственных гаражей, снаружи — улицы одного из гаражных кооперативов — целого города на 700 домов.
«Города будущего не сделаны из стекла и стали, как представляли себе ранние поколения урбанистов, они построены из сырого кирпича, соломы, повторно используемого пластика, пеноблоков и металлолома», — пишет историк и урбанист Майк Дэвис в книге «Планета трущоб». Гаражные кооперативы, как и другие маргинальные районы по всему миру, встраиваются в ткань современных городов — городов несбывшихся мечтаний, всегда развивающихся не по плану, где всегда пробиваются и проявляются такие формы жизни, которые кто-то хотел бы вытеснить и о которых предпочёл бы не говорить.
P.S. Следуя логике гаражной застройки, после завершения выставки все материалы, использованные в инсталляции, будут применены заново: Лена построит из них мастерскую и арт-резиденцию во дворе своего дома.
Елена Ищенко, кураторка проекта
Фото: Юля Шафаростова; Елена Синеок для Yuga.ru
Группа «Хочешь»: Варвара Геворгизова, Иван Шатравин-Достов, Александр Крифариди
Город-гараж
Фильм, 2020
Фильм о выдающейся архитекторке из Туапсе Марине Крифариди, которая прославилась созданием разнообразных построек из типовых гаражей. Исследуя влияние и связь её архитектурных проектов с идеями авангардистов, авторы фильма и её коллеги рассказывают о новой утопии — городе-гараже.
Елена Колесникова
Художница, архитектор. Родилась в 1984 году в Иркутске. Закончила Московский архитектурный институт (МАрхИ) и самопровозглашённый Краснодарский институт современного искусства (КИСИ). Участвовала в групповых выставках в Краснодаре, Новороссийске и Москве. В 2019 году в рамках проекта «На районе», инициированного Австрийским культурным форумом, реализовала социальную скульптуру «Однушка» в Ново-Молоково (Москва). Участница проекта «Лига нежных». Занимается исследованием жилых пространств и архитектуры как среды, создавая концептуальные объекты, социальные скульптуры и перформансы. Живёт и работает в Геленджике.