Центр современного искусства «Типография» представляет первую выставку в новом пространстве. «Море волнуется раз» — это большой коллективный проект, который представляет работы 25 художников и художниц, связанных с Краснодаром и «Типографией». Над выставкой работали 15 кураторов — участников и участниц «Школы исследователей и организаторов», которая прошла в новом пространстве «Типографии» в октябре 2019 года.
Участники: Recycle Group и «Синие носы», Ира Афанасьева, Людмила Баронина, Яна Васильева, Тина Васянина, Катерина Верба, Эльдар Ганеев, Алина Десятниченко, Иван Дубяга, группировка ЗИП, Валерий Казас, Юлия Казас, Елена Колесникова, Владимир Колесников, Миша Курилов и Бен Папян, группа Кюс, Виктор Линский, Стас Лобачевский, Владимир Омутов, Пасмур Рачуйко, Елена Суховеева и Виктор Хмель, Сергей Таушанов, Денис Уранов, Олег Черников, Юлия Шафаростова
Над выставкой и текстами работали: Яна Алалыкина, Алексей Борисёнок, Тина Васянина, Катерина Верба, Александра Дорофеева, Катя Дрейзер, Елена Ищенко, Филипп Крикунов, Марианна Кручински, Анна Майорова, Маша Орлова, Марина Пугина, Мария Сапожникова, Надя Стрига, Татьяна Уколова.
Выставка открыта с 9 февраля по 27 марта по новому адресу «Типографии»: ул. Зиповская 5 к.33 (посмотреть карту)
Ежедневно с 12:00 до 21:00
Дни беспалтного посещения: 9 февраля и 15 марта.
Каждую субботу в 18:00 проходят кураторские экскурсии (вход по билету на выставку).
Вход на выставку — 200 рублей.
Для держателей карт «Котик», студентов и школьников — 100 рублей.
Для держателей карт «Друг» и «Ценитель», волонтёров и профессионалов (художников, кураторов) — бесплатно.
В этом месте, этой выставкой, прямо сейчас начинается новый этап в жизни «Типографии» — работников и работниц центра; всех наших посетителей, настоящих и будущих; художников и художниц, которые здесь учились, которые делали работы для коллективных проектов или персональных выставок, которые работали в нашей общей мастерской; тех, кто просто приходит сюда поработать, посмотреть кино или почитать книжку. Начало большого этапа — не только пересмотр стратегий и планы на будущее, это ещё и возможность оглянуться назад, осознать, какой путь мы прошли, и насколько это «мы» большое, многосоставное и разнообразное.
«Море волнуется раз» — выставка как раз про это «мы». Точно самая большая выставка за всю историю «Типографии» — 25 художников и 14 кураторов. Но за каждым и каждой скрывается своя история взаимодействия с «Типографией».
Многие учились в КИСИ — Краснодарском институте современного искусства, одной из первых самоорганизованных инициатив группировки ЗИП в Краснодаре, из которой во многом и выросла «Типография». В 2011 году ЗИПы открыли КИСИ в собственной мастерской на заводе ЗИП как пространство для коллективного обучения и выставок. А сейчас «Типография» переехала на ЗИП, и потому, кажется, этот переезд из центра города дался легче.
Кто-то принимал участие в КИСИ по другую сторону — как организатор событий, ещё до появления «Типографии». Кто-то почти перестал заниматься искусством. Кто-то, напротив, возвращаясь после занятий в свой родной город, начинал внедрять практики современного искусства там, находя новых художников, устанавливая с ними связи, создавая события. Кто-то участвовал почти во всех коллективных проектах в «Типографии» и сделал здесь не одну персоналку. Кто-то делал выставки и проекты как куратор, для кого-то этот кураторский опыт стал первым.
Кто-то живёт в Краснодаре, кто-то давно отсюда уехал, кто-то был здесь всего несколько раз, но успел со всеми подружиться. А может быть, кто-то собирается сюда вернуться или переехать?
Эти связи слишком очевидны или слишком призрачны, как и связи между кураторами и художниками, как разница между этими ролям. Все кураторы этой выставки учились в «Школе исследователей и организаторов», которая прошла в «Типографии» в октябре 2019 года под звуки ремонта, у кого-то уже был опыт, для кого-то это первая проба тесного общения с художниками, а кто-то и вовсе выступил в обеих ролях.
Каким должно быть пространство, где это флюидное, неоднородное «мы» можем реализоваться? Как мы можем быть прозрачными и открытыми? Как можем создать инклюзивную среду? Как можем провоцировать дискуссии и критическое осмысление прошлого, настоящего и будущего?
Обсуждая стратегии музеев и других институций современного искусства в рамках «Школы» мы говорили об игре как о таком пространстве — где социальные роли уступают место другим способам коммуникации и сотрудничества; где все равны; где есть правила, которые мы можем менять, чтобы нам было веселее и интереснее; где мы как будто немного другие, не такие, как в жизни. Эта выставка как раз такая игра, где мы все одновременно и самозванцы, и очень, очень смелые ребята, подчинившие себе новое пространство одного из корпусов завода ЗИП. И мы, на самом деле, ужасно волнуемся, зная, вот вы прочитали этот текст и пойдёте сейчас смотреть эту выставку, в которую — как и во всю «Типографию» — каждый из нас вложил много сил, времени и любви.
Текст: Елена Ищенко, кураторка ЦСИ «Типография»
Фото: Юлия Шафаростова