Центр современного искусства «Типография» представляет выставку произведений искусства из коллекций патронов нашего Центра — Николая Мороза, Евгения Руденко, Валерия Неженца, Степана Бугаёва и Варвары Чесноковой, Анны Губенко, Романа Левицкого и Натальи Таракановской.

Выставка будет открыта с 21 декабря по 3 февраля с 12:00 до 21:00.

На выставке будет представлено более 50 работ российских авторов, среди которых — Лидия Мастеркова, Владимир Немухин, Эдуард Штейнберг, Виктор Пивоваров, Борис Матросов, Егор Кошелев, Валерий Чтак, Илья Долгов, Света Шуваева, Антон Ланге, Егор Плотников, Людмила Баронина, Иван Дубяга, группировка ЗИП, Александр Чурсин, Бена Папян и многих других.

Вход на выставку 150 рублей

Для студентов, школьников и держателей
карт «Котик» 100 рублей

Для волонтёров и держателей
карт «Друг» и «Ценитель» бесплатно

Виктор Пивоваров. Графика. 1989 // Из коллекции Степана Бугаёва и Варвары Чесноковой

Людмила Баронина. Вознесение. 2015 // Из коллекции Евгения Руденко

Егор Плотников. Без названия. 2015 // Из коллекции Натальи Таракановской

Эдуард Штейнберг. Композиция с птицей. 1982 // Из коллекции Валерия Неженца

Из кураторского текста: 

Как появляются большие институции и музеи? Если вспомнить, окажется, что многие важнейшие музеи были сформированы частными коллекциями: нью-йоркские MoMA и Уитни, музеи Соломона и Пегги Гуггенхайм по всему миру. В России тоже достаточно ярких примеров: Третьяковская галерея, названная в честь мецената и коллекционера Сергея Третьякова, Пушкинский и Эрмитаж, которые не имели бы тех коллекций импрессионизма и западного авангарда, если бы не собрания Сергея Щукина и Саввы Морозова. В Советский период искусство нонконформистов во многом выживало и развивалось благодаря редким коллекционерам, среди которых Леонид Талочкин, чья обширная коллекция была передана Третьяковской галерее, и Нортон Додж, который показал «неофициальных» художников в США раньше, чем о них узнали в СССР.

Сейчас поддержка меценатов и частные коллекции вновь становятся важнейшим фактором развития (современного) искусства. Две крупнейшие институции — музей «Гараж» и Фонд V-A-C, у которого скоро откроется свой музей в Москве — основаны бизнесменами, меценатами и коллекционерами и продолжают существовать только благодаря их поддержке. Конечно, можно долго говорить об источниках этих огромных капиталов и легитимности такой поддержки искусства, но факт остаётся фактом: пока Министерство культуры продолжает формировать консервативный вектор развития, а единственный федеральный центр современного искусства сворачивает бюджеты и отказывается от экспериментального искусства, едва ли не единственной возможностью (честной) работы становится вот такая, поддержанная группой неравнодушных людей, автономия. И тем более важной она оказывается именно в локальных масштабах, где бизнес едва начинает осознавать свою социальную ответственность (и поддержку искусства как её часть). Так что для нас — для команды «Типографии» — эта выставка во многом важна как благодарность людям, без чьей поддержки Центр — в том виде, в котором он сейчас существует, — просто был бы невозможен.

Но не только поэтому. Это ещё и возможность посмотреть на (современное) искусство совершенно особым способом — глазами коллекционера. Возможность редкая, потому что личные коллекции существуют в таких же личных пространствах, и взгляд человека, решившего вдруг собирать произведения искусства, оказывается нам почти недоступен. Этот взгляд, безусловно, субъективен и вряд ли может дать какие-то объективные представления о развитии искусства (хотя почти архивная коллекция Николая Мороза этому утверждению противоречит), но тем он интереснее. Так что эта выставка — это ещё и попытка понять, почему коллекционеры делают именно такой выбор. Что ими движет? Как начиналась каждая из коллекций? Как развивается их представление об искусстве? Какая история стоит за каждой работой?

Желание показать эту логику выбора диктует экспозицию выставки: она разделена на блоки, посвящённые каждому патрону и его собранию. Здесь сложно уловить нарратив, но мы попытались обозначить его как тонкую нить от искусства нон-конформистов и современного искусства России и Москвы к искусству краснодарских авторов: Владимир Немухин, графика Лидии Мастерковой, тонкая живопись Эдуарда Штейнберга в коллекции Валерия Неженца; живопись Егора Кошелева у него же и дальше целый спектр лучших имён в собрании Степана Бугаёва — Света Шуваева, Илья Долгов, Валерий Чтак, Борис Матросов, даже графика Виктора Пивоварова; но большая часть выставки посвящена краснодарскому искусству последних лет — в коллекциях Николая Мороза, Евгения Руденко, Анны Губенко, Романа Левицкого и Натальи Таракановской.

Эта нить условна, и выставка не скажет много о развитии современного искусства в России. Главное для нас — показать личный выбор каждого из патронов, отразить их вкусы и часто парадоксальные сочетания работ. Важно показать современное искусство через призму их частного взгляда, обусловленного профессией, увлечениями, местом жительства. В таком контексте коллекционеры оказываются важнейшими участниками художественного процесса не только потому, что поддерживают институции, художников или выставки, но потому что их личный выбор имеет важное значение. И этот личный выбор, за которым стоит реальный человек, почему-то решивший влиться в художественный процесс и начать собирать искусство, — это всегда очень живая история.

Публичная программа

в рамках выставки «Своя история: работы из личных коллекций патронов ЦСИ «Типография»»

Экскурсии: 

22 декабря, 16:00

Экскурсию проведёт куратор ЦСИ «Типография» Елена Ищенко.

Вход на экскурсию по билету на выставку.

19 января, 16:00

Экскурсию проведёт куратор ЦСИ «Типография» Елена Ищенко.

Вход на экскурсию по билету на выставку.

Лекции: 

24 января, 19:00

История коллекционирования и меценатства
Как зародилось и развивалось коллекционирование в России и на Западе? Когда появились первые коллекционеры искусства? Почему многие величайшие музеи были основаны меценатами, а их первыми коллекциями стали собрания выдающихся коллекционеров? Есть ли сейчас достойные продолжатели традиций Щукина и Морозова и что собирают они? Об этом на своей лекции расскажет искусствовед и музеолог Анна Ткачева.

Вход: 200 рублей
Для студентов, держателей карт «Друг» и «Ценитель» — 100 рублей

Кинопоказы: 

6 января, 17:00
«Глаз Божий», 2012

Документальный, режиссёры Леонид Парфёнов, Сергей Нурмамед, Иван Скворцов, Россия, 160 мин.
Вход 100 рублей
Для студентов, держателей карт «Друг» и «Ценитель» — 50 рублей

13 января, 17:00
«Жизнь богемы», 1992

Режиссёр Аки Каурисмяки, Финляндия, 103 мин.
Вход 100 рублей
Для студентов, держателей карт «Друг» и «Ценитель» — 50 рублей

>