Центр современного искусства «Типография» впервые в России представляет видеоинсталляцию польского режиссера и художника Артура Жмиевского «Реализм».

«Реализм» — инсталляция, состоящая из 6 одноканальных видео, открывает проект «Лига низкорослых людей» и поднимает вопрос присутствия «другого» тела, маскулинности, милитаризма и инвалидности. Видео были сняты в Москве 2017 года в рамках участия художника в международной выставке Documenta14 в Касселе (2017). Герои видео —мужчины, которые приобрели во время Чеченской войны.

Пожалуйста, посмотрите на эти видео и подумайте о следующих вопросах:

  • Есть ли у вас работа?
  • Достаточно ли вы зарабатываете, чтобы заботиться о себе?
  • Надеетесь ли вы на пенсию?
  • Часто ли ваши занятия/ работу/ профессию описывают именно тем образом, которым вы бы хотели?
  • Ловили ли вы на себе подозрительные взгляды?
  • Часто ли окружающие вас люди комментируют вашу внешность?
  • Просите ли вы о помощи?
  • Приятно ли вам просить о помощи?
  • Любите ли вы свое тело?
  • Мужественны ли вы?
  • Женственны ли вы?

Я вижу шесть человек, которые выполняют физические упражнения — своей повторяемостью они напоминают о фильмах про физкультуру. Настораживает молчаливость. Может, это найденные пленки какого-нибудь социального эксперимента? Так, пожалуй, чаще всего и описывают работы Артура Жмиевского. Часть мужчин раздевается до белья. По девичьей патриархальной привычке становится стыдно. Некоторые снимают протез, и смущение от обнаженного тела сменяется смущением от обнаженности другого рода. Общаясь с людьми с разными формами инвалидности, я узнаю о том, что протез за два года притирается к телу, становится его частью. Снятый протез обнажает следы адаптации: мозоли и шероховатости, шрамы и бинты. «Тело без инвалидности»  за несколько минут превращается в «тело с инвалидностью». Я знаю, что эти мужчины потеряли конечности на военной службе. Я вижу человека. Я вижу полуобнаженного мужчину. Я вижу ампутанта.

Из кураторского текста

Вход на выставку 150 рублей

Для студентов, школьников и держателей
карт «Котик» 100 рублей

Для волонтёров и держателей
карт «Друг» и «Ценитель» бесплатно

Артур Жмиевский (род. 1966, Польша) — режиссер, фотограф и художник. С 2006 года редактор и автор издания журнала Krytyka Polityczna. Участник множества групповых и персональных выставок. В 2005 году представлял Польшу на Венецианской биеннале, в 2012 году вместе с Йоханной Варшой и арт-группой «Война» курировал Берлинскую биеннале.

Мария Сарычева — кураторка и авторка образовательных программ на территории России, в 2015-2016 годах возглавляла отдел инклюзивных программ музея «Гараж». С 2016 года — со-редакторка независимого онлайн-журнала об искусстве aroundart.org.

В рамках выставки Артура Жмиевского «Реализм» и проекта «Лига низкорослых людей» в ноябре 2019 года состоятся следующие события:

Вход на все события в рамках выставки бесплатный

10 ноября, суббота, 14:00

Лекция Марии Сарычевой «Четыре истории о “Реализме”»
Кураторка проекта расскажет о художественном методе Артура Жмиевского и теории открытой формы; об образе человека с инвалидностью на постсоветском пространстве и о том, как с этими образами взаимодействует Артур Жмиевский и его соратники.

20 ноября, 19:00

Показ фильмов Артура Жмиевского 

«Повторение» (2005, 40 минут)
В одной из самых известных работ Жмиевского воспроизводится знаменитый Стэнфордский тюремный эксперимент Филиппа Зимбардо 1971 года, в котором тот произвольно назначил людей на роли заключенных и охранников и предоставил их самим себе.

Это видео было сделано специально для польского павильона на 51-й биеннале в Венеции. Фильм — документация эксперимента, который пошел совсем не так, как его прототип.

«Урок пения 1» и «Урок пения 2» (2001, 14 и 16 минут)
Артур Жмиевский составил два хора из людей с инвалидностью слуха — студентов Варшавского института для глухонемых и учеников школы Самуэля Хайнеке. Вместе с оркестром они исполняют «Господи, помилуй» из «Польской мессы» Яна Маклакевича и Иоганна Себастьяна Баха.

Две версии «Урока пения» дают зрителю беспрецедентную возможность иначе взглянуть на отношение ограничения речи и музыкальности. Студенты во время репетиций и исполнения используют язык жестов. Изо всех сил они бьются над решением непосильной задачи, но не могут ни слышать свой голос, ни контролировать его.

22 ноября, 19:00

Лекция Елены Ищенко «Провокация как метод современного искусства»
Куратор ЦСИ «Типография» и художественный критик Елена Ищенко расскажет, как и зачем современное искусство использует метод провокации. В центре лекции будут художественные практики Артура Жмиевского, Сантьяго Сьерры, Тани Бругеры и других художников.

2 декабря, 17:00  

Показ фильма Артура Жмиевского «Катастрофа» (2010, 59 минут)
Документальный фильм Артура Жмиевского рассказывает о национальном трауре после катастрофы Ту-154 под Смоленском, когда разбился самолет Воздушных сил Польши, на борту которого находилось 96 человек, включая президента Польши Леха Качиньского. Фильм сконцентрирован на трауре в Краковском предместье Варшавы, где проходило прощание с погибшими, а также на заявлениях людей, живущих в окрестностях аэропорта Смоленска, где произошла катастрофа.

«Лига низкорослых людей» — это организация, манифест которой описывает житель Краснодара, врач-терапевт Петр Волынский в своих дневниках в 1970-х. Она должна была объединить усилия в борьбе низкорослых с высокими и людьми, занимающими руководящие должности, но так и не была создана, хотя Волынский пишет, что нашел на улицах Краснодара семерых единомышленников. Примерно тогда же его лишили врачебной практики, принудительно кастрировали, обвинили в попытке взрыва автобуса, признали невменяемым и пожизненно заключили в психоневрологический интернат.

Лига низкорослых (людей) сегодня — это организация, прославляющая неровности, шероховатости и шрамы; это организация, образованная эмоциональными связями и хрупкими телами; это организация, которой еще только предстоит раскрыться, но которая была всегда. Организация, где мы независимы и зависимы друг от друга, где о нас заботятся и где заботимся мы. Организация, у которой нет манифеста, но есть будущее, в котором мы надеемся воссоздать забытые части нашего воображаемого прошлого. Лига строится на диалоге, на увеличении видимости, смещении ракурса внимания и равнозначности высказываемых позиций.

Партнёр открытия выставки — «Шато Тамань»

>