was successfully added to your cart.

Корзина

Объединение «Подпольная типография». Часть I

Группа художников-активистов “Подпольная типография” (Ника Злобина, Евгений Римкевич, Василий Субботин, Степан Субботин) организовала экспедицию в г. Кропоткин с целью узнать мнение людей об анархии и Кропоткине.

Идея нашего путешествия в город Кропоткин возникла после совместного обсуждения с краснодарскими художниками выставки “Зеленый хутор”. Выставка воспроизводит ситуацию небольшого автономного поселения, которое существует вне капиталистического и политического натиска и сохраняет принципы горизонтальных связей, экономической независимости, творчества, равенства и многие другие. “Зеленый хутор”  входит в серию проектов “Примирение” о гражданской войне, краснодарская выставка рассказывает о возникновении на Кубани “третьей силы” — движения “Зеленых партизанов”.

Мы вспомнили, что в Краснодарском крае есть город, переименованный из хутора Романовский в город Кропоткин. С 1921 года и до сих пор город гордо носит имя известного ученого-анархиста.  В обществе, возможно целенаправленно, сложился стереотип , что анархия — это тотальный хаос, в котором сильный всегда угнетает слабого, где царит смерть, насилие и тотальный бардак. Хотя П. А. Кропоткин говорил совершенно об обратном и анархизм рассматривал как высшую стадию развития человека с нравственными основами, заложенными в природе всего живого, что люди легко могут отказаться от искусственно созданных институтов —  власти, закона и религии. Жить в свободе и уважении личности каждого, быть свободными от принуждения, заниматься разнообразной деятельностью, получать удовольствие от работы, помогать друг другу и так далее. Он описывал анархию на примере животного мира, взаимопомощи у муравьев, пчел, млекопитающих, основываясь на множестве разумных и понятных примеров из естественной природы. 

Исходя из теории Кропоткина об анархии, мы изготовили брошюры, проиллюстрированные основными принципами, которые раздавали во время соц. исследования.

 

Сами вопросы для исследования постарались составить максимально понятно и без навязывания определенных понятий и штампов. Просто по окончании опроса человек узнавал, что вся беседа была об анархизме. Также нам важно было организовать “лагерь”, чтобы люди чувствовали во время опросов себя свободно, могли сесть за столик, выпить чаю, при желании порисовать. Основой “лагеря” был фальшфасад, имитирующий анархический дом, асимметричный, с разными окнами и стенами. Люди легко дополняли фасад своими картинками и текстами. В основном рисовали дети и подростки, в это время мы опрашивали родителей и прохожих. Важно было опросить разных людей — пожилых, взрослых, молодых и совсем юных, чтобы социологическое исследование могло быть полным.

Мы продолжили исследование в Краснодаре на выставочной площадке. По итогу опроса люди и  в г.Кропоткине, и в Краснодаре поддерживают принципы анархизма. Практически все готовы помогать друг другу, имеют опыт натурального обмена вещами, готовы жить вместе, даже в коммуне, выращивать огород и быть свободными.   Однако в Кропоткине отношение к термину “анархия” вызвало больше негативной реакции, чем в Краснодаре. Можно сделать вывод, что обязательно нужно изучать и пытаться применить в настоящем анархические идеи Кропоткина, только не заигрываться, адаптировать теорию под наше время.

В выставочном зале инсталляция “Подпольная типография” становится местом сбора активистов и художников. Все вместе, укрывшись в небольшом домике, за фасадом, нарисованным в г.Кропоткине, мы продолжили изучать анархию, организовывали дискуссии, воркшопы по изготовлению листовок и готовились к первомайской демонстрации.

Результаты опроса в Краснодаре и Кропоткине

  1. Почему город Кропоткин называется именно так?

Краснодар: Знает: 40%       Не знает:  60%

Кропоткин: Знает: 42%       Не знает:  58%

  1. Кем вы работаете?  

Краснодар: скульптор, дизайнер, студент,следователь следственного комитета, фрилансер, руководитель, строитель весны, повар, портной, фотограф, художник, администратор, преподаватель, официант, композитор, швея, учитель, рабочий.

Кропоткин: школьник, преподаватель, охранник, художник, кассир,слесарь, педагог, предприниматель, пенсионер.

  1. Насколько разнообразна ваша работа?

Краснодар — Разнообразна: 54,5%  Средне: 13,6%  Не разнообразна: 11,4% Не работает:  20,5%

Кропоткин —  Разнообразна: 58%  Не разнообразна: 17% Не работает:  25%

  1. Часто ли вам приходиться делать что-то против своей воли?

Краснодар -Да:31,8%  Нет: 40,9%  Иногда: 27,3%

Кропоткин — Да:42%  Нет: 58%

6  Есть ли люди, к которым вы можете обращаться в непредвиденной ситуации? (кроме родственников)

Краснодар — Да:  65,9%     Нет:22,7%     Не знаю: 11,4%

Кропоткин — Да:  75%     Нет:25%    

  1. Как вы считаете, все люди должны быть равны?

Краснодар — Равны: 56,8%  Нет: 27,3%   Не знаю: 15,9%

Кропоткин — Равны: 49%  Нет: 51%

  1. Вы хотели бы жить в коммуне?

Краснодар — Да:50%    Нет: 38,6%    Др:11,4%

Кропоткин —   Да:58%    Нет: 33%    Др:9%

  1. Вы знакомы со своими соседями?

Краснодар — Да:  59,1%    Нет:27,3%    Нет ответа:13,6%

Кропоткин — Да:  100%    

  1. У вас есть огород?

Краснодар — Да:  29,5%  Нет : 70,5%

Кропоткин — Да:  67%%  Нет : 33%

  1. Вы когда-нибудь обменивались вещами с людьми, не используя деньги?

Краснодар — Да:  84,1%   Нет:11,4%   Не знаю: 4,5%

Кропоткин —  Да:  100%   

  1. Вы хотели бы жить автономно, независимо от государства? Со своим электричеством и хозяйством.

Краснодар — Да:61,4%   Нет:27,3%  Не знаю: 11,4%

Кропоткин — Да:66%   Нет:25%  Не знаю: 9%

  1. Вы принимаете участие в субботниках?  

Краснодар — Да: 47,7%   Нет: 52,3%

Кропоткин — Да: 51%   Нет: 49%  

  1. Вы могли бы оказывать помощь, делать что-либо для общества бесплатно?

Да: 88,6%    Нет: 11,4%

Да: 100%

  1. Что такое анархия?

Кропоткин: Никто никому Бардак Батька Махно Беспредел В 30-е была Портвейн Свобода мысли Мать порядка 

Краснодар: Наивысшая точка развития общества.  Я всегда буду против! Люди делают все, что захотят. Это животный мир — убил, украл, тебе за это ничего не будет. Мать порядка Хаос Анархия — это я Сообщество равных Безвластие Независимость Равенство, взаимопомощь. Этого не будет и нет! Все всегда озабочены собой. Свобода Абсолютно невозможная система правления для нашей страны. Путь против правил для достижения свободы То, что происходит здесь и сейчас Утопия Отсутствие управляющего органа власти, существование индивидов на основе взаимного договора. Это 14 вопросов выше.

Путевые заметки

Город Кропоткин находится в 160км. от Краснодара. Мы выехали из Краснодара утром, когда еще не слишком жарко. Дождались Шамиля. Едем под песни Егора Летова “Что не анархия — то фашизм”. По разбитой “дороге жизни”, которая так называется из-за большой транспортной нагрузки и в связи с плачевным состоянием дорожного полотна. “Все идет по плану”, колонии желтых одуванчиков распространились метастазами в зелени полей. К нашему сожалению, когда мы проезжали станицу Воронежскую, таксидермиста там не было. Зато множество флагов с различной символикой на любой вкус.

Чем заняться по пути в Кропоткин:

  1. фотографироватьчитать Кропоткина “Хлеб и воля”
  2. смотреть на зернохранилища
  3. спать
  4. петь хором песню группы Аркадий Коц “пусть стены рухнут”
  5. делать путевые заметки

Прямо перед машиной у обочины, эпично спикировав, орел схватил мышь. Это произошло очень быстро и всего в паре метров от нас, поэтому получилось разглядеть даже уходящую жизнь в глазах полевки.

IMG_2306

“Если ты не занимаешься хурмой, хурма занимается тобой”

Дорога оказалась неожиданно короткой. Почему-то готовились к более долгой поездке. Город Кропоткин — очень важный транспортный узел. Я всегда проезжал мимо по пути к родителям в Армавир, но никогда даже мысли не было, что город есть помимо автовокзала. А тем самым, город продолжается в сторону реки Кубань от трассы и представляет собой приятный южный город с невысокой застройкой (всего несколько 9ти и несколько 5ти этажных домов) и населением чуть больше 80ти тысяч человек, собственно с которыми мы и планируем взаимодействие.

Первый житель Кропоткина Сергей Матушкин — художник и студент КИСИ, встретил нас возле остановки, недалеко от которой стояла шестиметровая Эйфелева башня, напоминающая о том,что каждый провинциальный город хочет быть столицей, причем желательно европейской. Центральная улица Кропоткина — улица Красная, как и в Краснодаре. После непродолжительной экскурсии по ней мы определились с местом, на котором будет удобно припарковаться. Это место находилось в маленьком сквере неподалеку от монумента Я”сердечко”Кропоткин. В парке сидело несколько пожилых женщин, гуляли молодые матери с детьми в колясках и стояли возле своих раскладных лотков мелкие лавочники. Конечно, в первые минуты на нас косились прохожие, когда мы доставали доски и начинали делать “фальшстену”. Но интерес побеждал неоправданные опасения, и местные жители начали подходить и интересоваться, что тут происходит.

Раз уж процесс пошел, мы с Вероникой пошли в библиотеку, чтобы получить интересующую нас информацию. В библиотеке мы столкнулись с женщиной, которая сидела в регистратуре. Весьма недоброжелательно она начала задавать нам вопросы вроде: -кто вас уполномочил проводить опрос и исследование? — с чего вы взяли, что Кропоткин придерживался анархических взглядов? — идите спросите лучше бабушек на улице. -я не хочу ни на что отвечать. я с Кропоткиным не общалась. мы вообще из разных веков. Да уж. Судя по всему, действительно они из разных веков. Женщина явно менее прогрессивная и скорее близка к средневековью. После таких общений не хочется заходить в библиотеку. Но несмотря на осадок, нужно было продолжить опрос и следующая женщина компенсировала первое недоброжелательное общение обилием информации и хорошим настроением.

библиотека

Тем временем вокруг машины с деревянным фасадом дома собралась куча детей, с удовольствием рисовавших все, что им хотелось. В целом люди шли на контакт и охотно отвечали на вопросы, связанные с теорией анархизма. При этом интересно отметить, что многие не знают про Кропоткина и пугаются такого слова как “анархия”, но разделяют взгляды и в большинстве аспектов жизни хотели бы жить в обществе, организованном по принципам анархии. Опрошены были максимально разные люди от 14 до 80 лет. Охранники, инженеры, школьники, дизайнеры, безработные…Вот некоторые вопросы и ответы на них:

— Кем вы работаете? — Мы сами на себя работаем. Почти анархисты.  (Анна, 28 лет)

-Вы хотели бы жить в коммуне? — Можно. Так и жил. (Александр, 57 лет)

-Вы хотели бы жить автономно, независимо от государства? — Да! Есть участок неподалеку. Соберем денег, будем независимо жить: художники, музыканты, поэты. ( Сергей, 35 лет)

-Вы принимаете участие в субботниках? — Да. Сами выходим подметать. Другие думают — сумасшедшие. (Светлана, 32 года)

-Вы могли бы делать что-то для общества бесплатно? -Да. Вчера бревно перенести помог вот. (Саня, 16 лет)

-Вы общаетесь со своими соседями? — Да, конечно. У нас в подъезде коммунизм — все друг за друга горой. ( Марина, 26 лет)

кроп

Вечером мы поехали домой к Сергею. Вся квартира как одно произведение искусства, состоящее из множества мелких картин и совокупности рэдимэйдов. Мама Сергея — прекрасная женщина, которая преподаёт в детском центре дошкольного развития, также поучаствовала в нашем опросе. После чего мы пошли в сад, который находится за домом, жарить мясо и овощи на костре. Костер не только место, где создается уют и происходит прием пищи, но и дискуссионная площадка для жарких споров и активного обсуждения различных социокультурных явлений. Как ни странно, утром мы проснулись довольно рано и продолжили исследовать город.

Странным оказался тот факт, что в городе, названным в честь Кропоткина, нет ни одной его статуи, бюста или даже таблички с его именем,например, в центральном парке среди дюжины различных полководцев и политических деятелей. Видимо, это одна из причин, по которой жители города не знают, почему он так называется. Для того, чтобы узнать подробней историю города и человека в честь которого он назван, мы решили обратиться в историко археологический музей. Но к сожалению он, как и многие провинциальные учреждения культуры закрыты в выходной день, а в будни работает до шести вечера как и все предприятия. Имея в наличии большое количество стикеров с изображениями собственного изготовления ключевых позиций в идеологии анархизма, мы начали расклеивать их по городу. На жд вокзале, считающимся одним из самых красивых на юге России, полицейские не были против фото и видеосъемки, так как это “раритетное здание”.

Некоторые стикеры были почти сразу сорваны местными жителями, преимущественно в маленьких двориках, окруженных 3х-5ти этажными домами с уютными палисадниками и детскими качелями.Осмотреть город нам так же помогло невысокое, но достаточное для этого населенного пункта, колесо обозрения. Оттуда мы видели пивоваренный завод, функционирующий уже более 100 лет. Собственно к нему мы и направились. Пообедав в аутентичной заводской столовой, которая работает и в воскресение, наполненной духом советского времени, наш маршрут продолжился вдоль берега реки. По пути нам встретилось большое количество разрушенных складских помещений. Что интересно, со стороны центральной улицы все это скрыто за домами, окруженными зеленым массивом. В итоге мы собрали достаточно информации про город и его жителей. Узнали о возможности жить в анархическом строе, в дальнейшем будет интересно сравнить ответы людей в различных городах.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ 

Leave a Reply

Яндекс.Метрика