Киноклуб с Олегом Панаэтовым. Носферату

Киноклуб Олега Панаэтова — это уникальный формат развлекательно-интеллектуального мероприятия:

— вступительная лекция Олега
— просмотр фильма
— обсуждение поднятых вопросов, дискуссия
— материалы (почитать, посмотреть) для самоподготовки.

Нечто об ужасах и кошмарах. Чудища из снов и не только оттуда. Боятся ли вампиры света, и если боятся, то какого? Об этом фильм Мурнау.
Фильм, который «раскрутил» образ кровососущего графа и вот уже без малого почти сотню лет кинематографисты без устали клепают фильмы «про дракулу», наснимав уже более полусотни интерпретаций в различных жанрах — ужасы, драмы, боевики, комедии, комиксы-солянки…
Итак, вампир-аристократ эмигрирует из провинциальной Трансильвании на ПМЖ в Германию, чтобы попробовать на зуб добрых бюргеров. В фильме отсутствуют: цвет, звук, диалоги. В фильме есть: лихой сюжет (от стокеровского романа), чумной мор, корабль-призрак, погони и вся палитра страхов – от пугала огородного до двойников из подсознания и прочих не самых любезных архетипов. Здравствуй, человек из подполья!
Сказочность сюжета налицо (если хотите – на лице) — только не Иван-дурак отправился к Кащею за Василисой Премудрой в Тридевятое царство, а Ганс-болванс к вампиру Носферату-крысаку за своим квестом в Трансильванское государство. И все бы кончилось веселым пиром со свадебкой, да на дворе уже был ХХ век, 1922 год. Германия. Фрейд и Юнг чуть позже расскажут, зачем люди рассказывают друг другу страшилки. А история-мать еще и покажет.
Легкий транс, в который погружает фильм, навевает ощущение сомнамбулизации немецкого киноэкспрессионизма. Экспрессионизм в этом фильме стал взглядом на действительность, выражением апокалиптического ужаса перед приближением неведомой катастрофы, идущей изнутри, из подполья человека.
Архетип тени – задолго до Юнга, или Что подготовило открытия К.Г. Юнга. Категорический императив Канта и Джек-потрошитель. «Молчание ягнят» и Фома Аквинский. Запрещение на грех и «все позволено». Революция в этике. Материализация Тени (как у Джекиля-Хайда) в результате хим.опытов и прорывов подсознательного. Неоромантики и открытия в области психики (Тень, которая стала сильнее).

Небольшой трейлер от Рикардо Виллалобоса

О чем пойдет речь:
1. История создания фильма: кто, зачем и почему?
О чем повествует массовая беллетристика? Вампиризм как успешный коммерческий проект. Секрет успеха.
2. Вампиризм как феномен. Его философское значение и место в культуре. Фольклорные, исторические корни и клинические Миф о вампире.
3. Нечто об ужасах и кошмарах. Чудища из снов и не только оттуда. Боятся ли вампиры света, и если боятся, то какого?
4. Кинематограф и общество – кто на кого влияет?
5. Неоромантизм – истоки, влияния, его пути-дороги. Почему ушел в тень реализм? И ушел ли? Феномен двойничества: от Достоевского до …
6. Научная фантастика, неоромантизм и человек.
7. Архетипы и символы.
8. Революция в этике. Что подготовило открытия К.Г. Юнга? Категорический императив Канта и Джек-потрошитель. «Молчание ягнят» и Фома Аквинский. Запрещение на грех и «все позволено».
9. Чума в культуре: от «Царя Эдипа» до Альбера Камю.

Что прочитать:
Брем Стокер «Дракула»
А.К. Толстой «Семья вурдалака»
Н.В. Гоголь «Вий», «Страшная месть»
Роберт Стивенсон. «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда»

Что посмортреть:
«Тень вампира (2000 г. реж. Э.Э. Меридж)
«Носферату – призрак ночи (реж. В. Херцог. 1979 г.)

Вход: 200р (всего)

>