was successfully added to your cart.

Корзина

Ханс Хааке. Пионер институциональной критики и, пожалуй, самый «неудобный» художник.

Ханс Хааке вошел в историю искусства как художник и одновременно социальный и политический активист. Современные ретроспективы Ханса Хааке напоминают огромные музеи компромата или даже доски позора, обличающие изнанку арт-рынка. В числе «жертв» Хааке — Музей Гугенхайма, Нью-Йоркский MoMa, сеть музеев Петера Людвига, галерея Чарльза Саачи и многие другие. Современники уже успели окрестить Хааке великим разоблачителем и пионером институциальной критики, но обо всем по порядку.


В 1956 году Хааке переехал в Кассель из Бад Гётсберга (ныне Бад Гётсберг — часть Бонна), чтобы поступить в Staatliche Werkakademie. Учителем Хааке стал Уильям Стенли Хейтер. В это время Хааке занимался абстрактной живописью и, по мнению преподавателей, делал не плохие успехи. В 1959 году Хааке примкнул к дюссельдорфской группе Zero. 11 апреля 1957 года Отто Пине и Хайнц Мак (основатели группы Zero) открыли двери своей мастерской для всех желающих, провозгласив этим 0 — «час ноль» послевоенному искусству. Позже к Zero присоединился Гюнтер Юкер и на некоторое время Ханс Хааке. Группа Zero манифестировала перезагрузку, как творческую, так и историческую. Каждый вечер группа открывала новую выставку, Отто Пине называл это «вечерний вернисаж без последней выставки».

Одна из выставок группы Zero.

Одна из выставок группы Zero.

 

Отто Пине во время акции.

Отто Пине во время акции.

…создай что-то, что чувствует свою окружающую среду и реагирует на нее, меняется, является нестабильным…
…создай что-то неопределенное, чей внешний вид постоянно меняется, чья форма не может быть точно предсказана…
…создай что-то, к чему «зритель» должен прикоснуться, с чем он может играть и что он таким образом может оживить…
…создай что-то, что живет во времени и заставляет «зрителя» ощутить время… …сформулируй что-то Естественное…

Выше приведен манифест 1965 года, написаный Хансом Хааке скорее как комментарий, объясняющий логику его раннего творчества. Тогда Хааке работал, моделируя естественные закрытые системы. Тогда, при создании объектов он использовал натуральные материалы и методологию естествознания — создавал скульптуры изо льда, пара, земли.

«…процесс конденсации не прекращается. То, как выглядит ящик, медленно, но постоянно меняется и никогда не повторяется. Эти условия сходны с живым организмом, который гибко реагирует на окружающую среду. То, как будет выглядеть конденсация, нельзя точно предсказать. Она свободно меняется, ее пределами являются только статистические ограничения. Мне нравится эта свобода…»

Ханс Хааке, о работе Конденсационный куб.

Конденсационный куб

Конденсационный куб

Конденсационный куб (1963-65) был собран из пластика. Внутри куба изначально было небольшое количество воды. На работу был направлен яркий свет и постепенно температура внутри куба поднималась. Вода начинала испаяться — пар собирался в капли, капли в потоки.

Трава растет

Трава растет 1969, Andrew Dicson White Museum, Cornell University, Ithaca, New York. Collection, FRAC Nord-Pas-de-Clais.

Синий парус

Синий парус (1964-65, синий шифон, вентилятор, нейлон. Подвешенная в пространстве ткань меняет форму, подхватываемая потоками воздуха. Работа впервые была показана в Haus am Lutzowplatz в Берлине, Collection FRAC Nord-Pas-de-Clais, Lillie.)

Небесная линия

Небесная линия (1967, белые шары, гелий, нейлон. Работа впервые была показана в Central Park в Нью Йорке на ‘Kinetic Environment I and II’.)

К концу 1960х Хааке стал экспериментировать не только с базовыми физическими процессами (существует мнение, что тогда подобного рода эксперименты Хааке достигли своего предела, и в них не было ничего, кроме пустоты). К концу 1960х Хааке начинает разрабатывать так называемые ‘Real-Time Systems’, при создании которых он использовал натуральные материалы, растения, насекомых и птиц.

Norbert: All Systems Go (1970-71)

Norbert: All Systems Go (1970-71)

Norbert: All Systems Go (1970-71). Парадийная работа Хааке, для которой он обучил майна (саранчовый скворец) без умолку повторять «All Systems Go!». «All Systems Go!» — популярная цитата Норберта Винера ( Норберт Винер — математик и философ, основоположник кибернетики и теории искусственного интеллекта.), которая в свое время стала чуть ли не утопическим лозунгом, предвещающим скорый переход в новое будущее, это было чем-то вроде символа эйфории. Скворца назвали Норбертом.

Очистительное сооружение для воды Рейна (1972) Хааке

Очистительное сооружение для воды Рейна (1972) Хааке

Очистительное сооружение для воды Рейна (1972) Хааке разработал конструкцию из стеклянных и пластиковых контейнеров, насосов, шлангов и фильтров, в которой очищалась загрязнённая вода Рейна, взятая в местах выброса в реку производственных отходов. После очистки реагентами и фильтрами вода на некоторое время попадала в аквариум с золотыми рыбками, а от туда по шлангу отводилась в сад музея Hause Lange, для полива растений. Во время работы выставки было очищено 42 миллиона кубических метров непригодной для использования воды.

Выступление птенцов

Выступление птенцов

Вылупление птенцов (1969, Art Gallery of Ontario, Toronto). Работа представляла собой восемь инкубаторов с куриными яйцами. Во время работы выставки посетители могли наблюдать за процессом вылупления птенцов.
Уже в то время Хааке интересовала проблема связи политики и искусства.

В 1969 году Хааке вместе с Карлом Андре и Люси Липпард участвуют в создании Ассоциации работников искусства (Art worker’s coalition), первого профсоюзного формирования художников авангарда. В 1972 году в каталоге 5-й «Документы», главной выставки международного концептуализма, был опубликован типовой контракт арт-дилера и художника, который регулировал отношения автора с владельцами его проданных работ: теперь художник имел право получать отчисления за показы и публикации своих растущих в цене произведений. Ассоциация выдвинула музеям профсоюзное политическое требование предоставить залы для показа произведений для цветных художников, а так же создала подразделение профсоюза под названием «Женщины-художницы в революции».

Новости

Новости

В 1969 году на выставке Prospect 69 (Kunsthalle, Duseldorf) Хааке показал работу Новости. В пространстве галереи он поместил телексы, которые в реальном времени «выдавали» новости немецкого новостного агентства DPA. Можно сказать, что таким образом он проиллюстрировал метафору «информационный мусор». Бумажная лента непрерывно выходила из аппарата и устаревшие новости вскоре становились обычной грудой макулатуры.

Недвижимость на Манхэттене, принадлежащая Шапольски и др., социальная система в реальном времени, состояние дел на 1 мая 1971 (Shapolsky et al. Manhattan Real Estate Holdings, A Real Time Social System, as of May 1, 1971).

Недвижимость на Манхэттене, принадлежащая Шапольски и др., социальная система в реальном времени, состояние дел на 1 мая 1971 (Shapolsky et al. Manhattan Real Estate Holdings, A Real Time Social System, as of May 1, 1971).

Недвижимость на Манхэттене, принадлежащая Шапольски и др., социальная система в реальном времени, состояние дел на 1 мая 1971 (Shapolsky et al. Manhattan Real Estate Holdings, A Real Time Social System, as of May 1, 1971). Существует мнение, что именно эта работа стала ключевой в творчестве Хааке. Проект готовился для персональной выставки Хааке в музее Гуггенхайма, но выставка была отменена за шесть месяцев до открытия, что послужило причиной массовых возмущений и даже забастовки — здание музея было оккупировано художниками среди которых были Роберт Смитсон, Роберт Раушенберг, Дэн Нрэм и др. Дело в том, что на будущей выставке Хааке должно было представлено целое журналистское расследование о делах некого Шапольски. Шапольски — владелец риэлтерской фирмы, а так же друг некоторых членов попечительского совета музея Гуггенхайма. Инсталляция Хааке состояла из 146 фотографий, множества текстов, двух фотографий переговоров и карты проблемных зон города. По факту Шапольски и его дела не имели к музею прямого отношения, а материалы предоставленные Хааке обличали лишь его не совсем законную деятельность (Шапольски сдавал в эксплуатацию совершенно непригодные дома за достаточно большую сумму). Хотя эти аферы не имели к музею ни малейшего отношения, попечительский совет не прошел «проверку на вшивость» — выставку Хааке отменили. Куратор выставки Эдуард Фрай поддерживал Хааке и в скором времени был уволен из музея. После инцидента Хааке не имел возможности выставляться 15 лет, и продолжал работать с помощью арт дилера.
В 1974 году Хааке взял реванш, продокументировав на этот раз уже неоспоримые связи попечительского совета Музея Гуггенхайма с корпорацией, занимавшейся эксплуатацией труда в Чили.

Инсталляция MOMA-Poll

Инсталляция MOMA-Poll

Инсталляция MOMA-Poll, была показана на знаменитой выставке Кинастона Макштайна «Информация». Инсталляция представляла собой две прозрачные пластиковые урны, над которыми висела табличка с текстом: Would the fact that Governor Rocfeller has not denounced President Nixon’s indochina policy be a reason for you not to vote for him in November? Answer: if ‘yes’ please cast you bullet into the left box, if ‘no’ into the right box (Мог бы тот факт, что губернатор Рокфеллер не осуждает политику Ричарда Никсона в Индокитае послужить для вас причиной не голосовать за него в ноябре?). Работа Хааке называлась «Система как искусство: изыскание, алгоритм для ответов, визуализация откликов». Выставка проходила в Нью-Йоркском Moma — одном из старейших и престижных музеев мира, членом попечительского совета которого являлся никто иной как Рокфеллер. К концу выставки бюллетеней в правой урне было почти в два раза больше.

Helmsboro

Helmsboro

Helmsboro. На этот раз жертвами Хааке становятся Джесси Хельс и Нью-Йоркский MoMa. В MoMa проходила выставка кубизма, спонсором которой стала компания Philip Morris. Интересы табачной индустрии в правительстве представлял сенатор Джесси Хельс — ярый гомофоб, расист с достаточно радикально-консервативной точкой зрения относительно искусства и религии. Philip Morris открыто сотрудничали с сенатором, оказывая поддержку его благотворительному центру. На выставке Хааке представляет макет огромной пачки Helmsboro с портретом сенатора вместо логотипа. Вместо табака Хааке начинил сигареты текстом конституции.

Global Marketing

Global Marketing

Мишенью еще одного расследования становится галерея Чарльза Саачи, которую Хааке уличает в участии в предвыборной кампании премьер-министра ЮАР Питера Бота, проводившего политику апартеида. Хааке создает работу в виде темно-серого куба (вероятно проводя параллель с белым кубом галереи Саачи), на каждой стороне которого размещает разоблачающий текст о делах галереи.

Германия

Германия

Germania (1993 год, работа Хааке получила Золотого льва на Венецианской Биеналле).
Работа была создана в павильоне, выполненном в фашистском стиле. Даже сейчас организаторы в замешательстве — с одной стороны это исторический памятник, но с другой это напоминание о фашизме. Неоднократно поднимался вопрос о том, стоит ли оставлять этот павильон или сносить. Работа Хааке заключалась в том, что он полностью руинировал пол внутри павильона, переворотив его и сняв каменные плиты.

Почему важно знать о творчестве Ханса Хааке?

В 2004 году, в Историческом музее (Москва) состоялась лекция Ханса Хааке «Искусство разводить спонсора», организатором которой являлась Екатерина Деготь. Перед выступлением художника Екатерина достаточно емко ответила на выше обозначенный вопрос: «Почему родившийся в Кельне в 1936-м, активно работающий с памятью войны, с 1965-го живущий в Нью-Йорке художник сегодня так актуален в России? Потому что его творчество близко журналистике, но в то же время находится в другом институциональном поле. Это крайне интересный опыт, который может быть полезен для дальнейшего исследования российской журналистики как формы искусства».
Для многих Хааке является персоной крайне неудобной. Именно он начал достаточно радикальный и бескомпромиссный диалог с институциями, поставив под сомнение светский образ музея. Совершенно ясно, что опыт Хааке полезен и актуален сейчас (как в России, так, наверное, и во всем мире). И прежде всего – художникам, которые зачастую недовольны, но недовольны в стенах своих мастерских, и которым, скорее всего, есть что сказать, но на молчание найдется множество причин. Вы, наверное, улыбнетесь и подумаете «Как же. Дайте мне выставку в Гуггенхайме — я вам все скажу», и Вы будете не правы 🙂

подготовила Юлия Капустян

Яндекс.Метрика