«Группировка ЗИП» и объединение ЦЕХ стали номинантами премии «Инновация»

Проект «Этот Цех борется за звание образцового» /
группировка ЗИП и объединение Цех

Проект «Этот Цех борется за звание образцового» группировки ЗИП и сформированного ею объединения Цех был показан осенью 2012 года — сначала в Краснодаре, где образовался и работал Цех, а затем в Москве, в галерее XL. Выставка представляет собой своего рода отчет о полугодовой деятельности Цеха — объединения художников и нехудожников, отрабатывавшего механизмы самоорганизации в ситуации российской провинции и предпринявшего попытку влияния на эту ситуацию художественными средствами. При этом проект представляет собой не просто документацию акций Цеха (хотя фото- и видеодокументация формирует основную часть экспозиции) — он выработал собственный визуально-пластический язык, отсылающий к опыту русского авангарда и, в частности, конструктивизма. Эта визуальная связь — вплоть до цитирования — с авангардом носит не декоративный и тем более не постмодернистский (хотя в нем заметно присутствие здоровой иронии, но скорее не в отношении авангардистских практик, а в адрес системы искусства) характер: она является отражением связи сущностной. От авангарда Цех наследует не просто выразительные средства, а прежде всего веру в то, что можно изменить мир средствами искусства, — само объединение Цех становится и субъектом, и продуктом этих изменений, произошедших в широком диапазоне от повседневной жизни провинции (нарисованный художниками пешеходный переход на трассе под Анапой, который затем был официально воспроизведен дорожной службой) до социальных преобразований в Краснодаре и крае (появление площадки для дискуссий, формирование в городе интеллектуально-художественно среды нового поколения, повышение внимания городской общественности к современному искусству и социально-политическим проблемам).

Отчет о проделанной работе

Объединение Цех возникло в Краснодаре стихийно, после активной политической зимы 2011 — 2012. Художники Краснодарского института современного искусства (КИСИ) проявили гражданскую активность, приняв участие в президентских выборах в качестве наблюдателей. На участках они познакомились с краснодарскими активистами и другими неравнодушными людьми. Тогда параллельно: 1) выкристаллизовалась идея объединения людей по принципу неравнодушности вне зависимости от степени их вовлеченности в художественный процесс и 2) была окончательно осознана потребность в распространении художественного высказывания за пределы сферы искусства — на реальную социальную жизнь. Исследованием и практикой того и другого стал Цех, который работал в течение полугода и «отчитывается» этой выставкой.

______13
Объединение

Цех — это группа людей, как принадлежащих, так и не принадлежащих условному миру искусства, коллективно высказывающихся и действующих как в художественном, так и в социальном пространстве. Точнее, их действия и высказывания, посеянные на поле искусства, прорастают в реальную социальную жизнь. Таков, во всяком случае, первоначальный замысел, который реализовывался под найденным на заброшенных просторах завода ЗИП (надпись над входом в один из цехов) лозунгом: «Этот цех борется за звание образцового», — обнаруживающим утопические, иронические, поэтические и прямые смыслы. Эта находка и дала название отчетной выставке Цеха.
Практическая часть выглядела так: в КИСИ приходили разные люди (художники, журналисты, социальные и политические активисты, дизайнеры, архитекторы, блогеры), обсуждали разные проблемы, предлагали разные формы их художественной проработки и внехудожественного решения — и из всех этих многочисленных разностей складывалась единая ситуация Цеха, который не только выпускал «продукты» (объекты, акции, выставки и т.д.), но и сам становился «продуктом» и объектом исследования. Все это делалось без какой-либо жесткой программы, при полной равноценности предложений всех участников — по принципам низовой самоорганизации, практиковавшимся ранее некоторыми участниками Цеха (группировка ЗИП, КИСИ) и новыми для других.

_____9
Выход за пределы искусства

Главной задачей Цеха было преодоление или попросту (но это как раз непросто) игнорирование формального барьера между сферой искусства и реальной социальной ситуацией вне этой сферы. Отчасти это преодоление осуществлялось благодаря самому характеру и составу объединения («нехудожников»). Сработала на эту идею и ее реализация в российской провинции, где искусство фактически не существует как система, а значит, нельзя и провести границу между ним и другими сферами. В отсутствии этой границы, удерживающей художника в «профессиональной» сфере, у него появляется возможность выполнять совершенно нетипичную функцию и интегрироваться в любые другие пространства, работать на равных со всеми участниками «социально-политической стройки».

_____11
С самого начала ставилась цель работать по принципу взаимодействия с реальным пространством — посредством проведения акций, внедрения во внехудожественную действительность объектов и текстов, которые обращали внимание общественности на определенные проблемы и в ряде случаев провоцировали ее представителей на их решение. Если Дюшан втащил действительность в искусство, а акционисты действуют в социальном поле, то одна из задача «Цеха» — вывести искусство во внехудожественную реальность так, чтобы его жизнь продолжилась в ней уже независимо от авторского коллектива по законам этой реальности. Тем самым названные практики одновременно и суммируются и переворачиваются с ног на голову — искусством становится уже не Цех и создаваемые им объекты, а вся ситуация диффузии в целом.
Не все проекты смогли напрямую воздействовать на внешнее пространство, но все они оказали огромное влияние на участников Цеха. Таким образом произошло стирание границ не только между искусством и не-искусством, но и между объектом, субъектом и предметом искусства.
______10
Исследование

Деятельность Цеха, подразумевавшая конкретные действия по самоорганизации и объединению, а также взаимодействию со внешней средой с целью ее изменения, была одновременно исследованием, предметом которого и стали названные процессы.
Важнейшим результатом этого исследования стал вывод: в кризисной ситуации можно биться в художественной, политической или клинической истерике, а можно объединиться, самоорганизоваться, после чего взять очерченный участок реальности (будь то коридор колледжа, поселок или что-то еще) и внести в эту реальность такие конкретные изменения, которые бы запустили цепную реакцию дальнейших перемен и развития.

Участники объединения Цех:

Александр Лиханов
Александр Родионов
Алена Софкина
Виктор Линский
Юлия Капустян
Евгений Римкевич
Василий Субботин
Степан Субботин
Игорь Харченко
Юлия Марк
Евгений Титов
Константин Чекмарев
Анна Михайлова
Константин Журкин
Кирилл Костенко

Author Александр Родионов

Директор по развитию в Культурном центре "Типография"

More posts by Александр Родионов