Центральная тема для многих проектов Тани — работа с местом (Site specific art), создание эфемерных кинетических и интерактивных инсталляций в городском пространстве. Для художницы важны пластика, графичность и прежде всего — среда. Ее проекты зачастую работают как некие комментарии, не маркирующие пространство, а подчеркивающие его натуральность.


Мы попросили Таню, чтобы она кратко написала о себе и своем творчестве.

Мне нравится измерять глубину восприятия человека, погружать в непривычную для него среду, обнажать те факторы, которые совершенно невозможно увидеть в повседневности. Например, у меня был цикл паблик-арт проектов, в которых я исследовала законы притяжения и гравитации.

Для меня сейчас актуальна фраза Хайдеггера: «Задача художника состоит в создании вакуума, пустоты в текстуре мира, открывание посреди него просвета. Только сквозь этот просвет, внутри разрыва становится возможным увидеть «сокрытости».

Плоскость изжила себя для меня. Думаю, что графика, живопись и фотография не могут передать всей энергии современного мира, скорости жизни в условиях сокращения промежутка концентрации человеческого внимания. Сейчас для меня важен эксперимент. Пробую новые материалы, техники, стремлюсь к четкости высказывания и многослойности в работе.

В последний год я работала над поиском стратегии «режиссуры пространства», проект «Ткани» был отправной точкой, в нем мне хотелось создать перелом и трансформацию плоскостей. Его я начинала вместе с куратором Еленой Суховеевой еще два года назад, до переезда в Москву. После столицы и учебы в Австрии и Испании я вернулась обратно в Краснодар и решила его закончить. Первые работы — это портреты моих прабабушек и прадедушек. Я взяла их старые фотографии и пребразовала их в большой формат. Позже добавила лица других людей со всего мира. Частично я выставляла проект в Москве — это были две-три работы на общих выставках, а вот целиком его еще никто не видел. Площадка КИСИ позволила показать всю экспозицию полностью.

В Краснодар меня привел интерес к путешествиям, 4 года назад я активно занималась горным туризмом. Мы с друзьями однажды приехали сюда, чтобы на две недели сходить в Лаго-Наки в горы. И в какой-то момент я решила, что надо здесь жить. Мне очень нравится природа — воздух, горы, море. Это все, конечно, отражается в моих проектах. Так сложилось, что современное искусство в Сибири, а конкретно в Омске, совсем не развивается, есть пара художников, таких как Дамир Муратов или Сергей Баранов, но молодежь либо вся уезжает, либо перестает в этом видеть смысл. Арт-сообщество в Краснодаре хоть и небольшое, но довольно активное. И я стараюсь совмещать работу здесь с поездками в Москву, чтобы не отставать.

8 февраля 2013 года на экспериментальной выставочной площадке КИСИ открылась выставка Татьяны Стадниченко — «Ткани». На выставке были представлены 13 графических листов и видео.

Проект «Ткани» Таня начала разрабатывать еще в 2011 году, тогда она училась в школе концептуальной фотографии Виктора Хмеля и Елены Суховеевой. В проекте Таня работала с темами памяти и идентичности, сравнивая ландшафт земной коры с морщинами, кожей и мимикой. Для выставки художница создала серию портретов родителей и прародителей (как своих, так и друзей со всего мира). Портреты были выполнены на тонком пластике таким образом, чтобы их изображения накладывалось на географические карты.

Комментарий Тани, по поводу данного проекта — «Мы — модель Вселенной, включающая в себя все то, что есть в мироздании: землю, воду, огонь, воздух (ветер), небесное пространство (эфир). Лицо человека в старости, как зеркало, похоже на поверхность земной коры».

[schema type=»person» name=»Татьяна Стадниченко» orgname=»КИСИ» jobtitle=»Художница» city=»Краснодар» ]