Суммарная выручка торгов побила рекорд прошлого года и превысила 8 млн рублей. При этом прибыль аукциона составила 1,5 млн рублей — все эти деньги организаторы направят на поддержку «Типографии», где в этом году проходил сам аукцион.
Важно отметить, что без помощи спонсоров аукциона, бутика премиальных напитков «Ambassador by Алкотека», а также художников и коллекционеров, пожертвовавших свой гонорар в пользу «Типографии», мероприятие такого уровня и масштаба прошло бы практически без прибыли. А благодаря поддержке рекламного агентства «Медиатрон» предаукционную выставку увидела тысяча Краснодарцев и сотни тысяч узнали о центре.
Ведущим аукциона выступил тележурналист и продюсер Андрей Малахов. Он, помимо работы на телевидении и преподавательской деятельности, занимается меценатством и помогает современным российским художникам. Участие Малахова в патронском аукционе MOST стало жестом поддержки «Типографии» и краснодарского искусства.
Гостям торги запомнились новой площадкой (до этого аукцион проходил в музее им. Коваленко) и нестандартной презентацией лотов: Малахов снимал картины со стен, делился личными историями, связанными с творчеством художников. Если в 2019 с аукциона в частные коллекции ушло около 75% лотов, в этом году доля проданных работ увеличилась до 84%. При этом, 25 из 77 лотов ушли с молотка за суммы, намного превышающие оценку (эстимейт).
Самая напряженная борьба среди гостей аукциона развернулась за картину «Триумф F1» краснодарского художника Дмитрия Котлярова. Окончательная стоимость (550 000 ₽) превысила стартовую цену почти в 10 раз. Таким образом, запечатленный на холсте момент раскупоривания трёх бутылок шампанского стал самым дорогим арт-объектом торгов.
За 470 000 ₽ ушла с молотка работа Tablet of covenant известной арт-группы Recycle, которая является участником нескольких Венецианских биеннале и автором масштабных арт-объектов в парке «Краснодар».
Третьим в рейтинге торгов оказался лот «Маржа с персиками» из серии «Черный рынок» краснодарской группировки ЗИП. Картина в ироничном ключе обыгрывает известное полотно Валентина Серова, подчёркивая статус лота как объекта нехитрых рыночных отношений. В центре композиции — вместо знакомой девочки в розовой блузке — морж, воплощающий понятие «маржинальности». Покупатель отдал за полотно 330 000 ₽.
Авторы «Маржи с персиками» вместе с ещё 5 другими художниками и коллекционером Валерием Неженцем также направили весь свой гонорар на поддержку центра «Типография».
«Организаций, подобных “Типографии” по мощности и известности, нет в российских регионах, кроме столичных. У этого центра уже культовый статус и всё это — без копейки бюджетных средств. Это история про меценатство и филантропию, которая повторялась в Нью-Йорке, в Бильбао, Майами, Париже и Барселоне. И теперь такая история происходит в Краснодаре»
— прокомментировал организатор аукциона и директор креативного агентства Ruport Роман Левицкий.
Елена Ищенко, кураторка центра «Типография», обратила внимание на то, что аукцион MOST способствует процессу децентрализации в российской культуре:
«Мы привыкли, что в культуре важные события происходит не здесь, не в Краснодаре, а где-то в центре: в Москве, Санкт-Петербурге или даже Берлине. Но чтобы жизнь в других городах стала интереснее, нужно поддерживать локальные инициативы. Это наша общая цель».
Коллекционер и патрон центра «Типография» Валерий Неженец:
«На аукционе я с порога я попал в атмосферу фильма “Великий Гэтсби”, так любимого нами, уездными поклонниками шампанского и дам в вечерних платьях: блеск фужеров, модели в Covid-масках, джаз-бэнд. Я горд, что лично причастен к месту проведения аукциона – КЦСИ «Типография» — как его многолетний патрон. Кроме того, я впервые выставлял на торги аукциона MOST работы из собственного собрания: 4 из 5 продались. Причем наибольшую цену получили благотворительные лоты — это добавило ещё больше поводов для гордости. Браво организаторам и покупателям!»